Итоги V Музейного форума по детским программам

С 23 по 27 ноября 2021 ЦСИ «Музейный опыт», организованный некоммерческим партнерством Центр развития музейного дела и действующий в рамках программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина, провел V Всероссийский профессиональный форум по детским, подростковым и семейным программам. Информационный партнер форума: Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ).

 

Форум был посвящен дефицитам и возможностям в сфере образовательной и социокультурной работы музеев с детьми, подростками и семейной аудиторией. На восьми сессиях форума форума музейное сообщество исследовало дефициты: методы работы с аудиторией, данные, ресурсы, компетенции, мотивации и связи — и искало возможности не только компенсировать их нехватку, но и двигаться дальше. Форум стал площадкой для диалога, дискуссий, взаимообучения, обсуждения современных стандартов профессиональной музейной деятельности и тенденций ее развития.

Программа Форума: https://www.museumandfamilies.com/forum-programm
 

 

Модельность

Важной модельной чертой форума стало то, что его программа создавалась в сотрудничестве с профессиональным сообществом. Осенью 2019 – весной 2020 года выбирались направления для обсуждения - через анкетирование, глубинные интервью и фокус-группы. В анкетировании приняли участие более 60 человек из 26 городов. Сформулированные проблемы разделили на шесть смысловых треков: инклюзия; связь с глобальной повесткой; музеи как новые медиа; музей как уникальный опыт; интерпретации и смыслы; дефициты профессионала, возможности сообщества. Летом 2020 года с помощью конкурса заявок (open-call) первого этапа  были определены модераторы сессий этих треков. На конкурс было прислано 36 заявок, отобрано 6 модераторов.  Весной 2021 года при участии модераторов также на основе конкурса заявок на форум были приглашены спикеры и участники сессий и воркшопов. На этот open-call откликнулись 105 человек, прислав 129 заявок. По итогам отбора заявок оргкомитет и модераторы приняли решение предложить участие спикерам в трех форматах: сессии (во время форума, 29 человек), воркшопы (во время форума, 6 человек), выступление в клубе “Музейное посольство” (до форума, 5 человек).

 

Таким образом, программный комитет форума несколько раз расширялся, а коллеги, присоединившиеся на разных этапах формирования программы, придерживались рамок определённых ранее тем, но привносили новые компетенции и видение в формирование программы. В результате соучаствующих обсуждений повестка форума стала более репрезентативной, отражающей разность подходов в музеях разного профиля и подчинения, появилась программа, значимая для периферии – как географической, так и содержательной.

 

Музейный форум по детским программам предполагал очные мероприятия с участием 150 человек, но в связи с введенными в октябре-ноябре в Санкт-Петербурге эпидемическими ограничениями был переведен в гибридный формат. В связи с этим вместо трех запланированных дней форум проводился в течение пяти дней. За это время было проведено 49 событий: 8 онлайн-сессий и одна сессия в гибридном формате, 5 онлайн-воркшопов, 3 онлайн-дискуссии, онлайн-знакомство участников в интерактивном формате, презентация и награждение 10 проектов, победивших в Профессиональном конкурсе детских и подростковых музейных программ (состоялась в гибридном формате), и 10 проектов, получивших специальные упоминания конкурса (в онлайн формате), 20 методических визитов в музеи Санкт-Петербурга и пригородов для тех участников, кто в дни форума оказался в Петербурге. В очном формате участники форума могли посетить практико-ориентированные сессии, экскурсии и воркшопы в музеях.

В этих событиях приняли участие более 60 спикеров и модераторов. В общей сложности сессии собрали 2650 регистраций, при этом 300 человек регистрировались более, чем на одно событие. Очные события состоялись в 14 петербургских музеях, в них приняли участие не менее 70 человек (более 240 регистраций на события).

 

Записи онлайн-событий форума собраны в хронологическом порядке по ссылке:

https://www.museumandfamilies.com/post/

 

Профессиональный конкурс

Летом 2021 года в рамках V Всероссийского музейного форума по детским программам состоялся Всероссийский профессиональный конкурс детских, подростковых и семейных музейных программ. На него была подана 91 заявка из 31 региона России - от Калининградской области до Приморского края. Экспертный совет конкурса признал победителями 10 проектов, получивших наивысшие оценки по нескольким параметрам: инновационность, модельность проектов, наличие идей, помогающих музею развить образовательные и социокультурные возможности и творчески осмыслить музейные коллекции; актуальность — соответствие сегодняшним проблемам детей/подростков и семей, различных сообществ и общества в целом и др.

  • Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, Ижевск. Творческая школа «Можаров: человек и мотоцикл». Заявитель: Анастасия Данилова.

  • Музей городской скульптуры, филиал «Мастерская Аникушина», Санкт-Петербург. Выставка-комикс «Лев, сова и мыльный камень». Заявитель: Юлия Мачевская.

  • Музей истории российской литературы имени В. И. Даля, Москва. Подростковый книжный клуб и цикл арт-мастерских «Только не я». Заявитель: Ксения Белькевич.

  • Музей «Огни Москвы», Москва. Серия занятий «Из чего состоит город?». Заявитель: Сергей Свирский.

  • Музей современного искусства «ПЕРММ», Пермь. Арт-резиденция для подростков «Я не с краю». Заявитель: Лейла Гизатуллина.

  • Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург. Серия занятий «PRO музей». Заявитель: Ярослава Дудникова.

  • Музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург. Онлайн-абонементы для малышей и школьников «Фонтаны и фонтанщики». Заявитель: Яна Цыбульская.

  • Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Оренбург. Мобильная археологическая лаборатория «Жила-была царица...». Заявитель: Мария Виноходова.

  • Пермская государственная художественная галерея, Пермь. Серия детских выставок «Химия искусства». Заявитель: Ксения Зубакина.

  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург. Межмузейная инициатива «Литературный багаж». Заявитель: Анна Рапопорт

Подробнее о конкурсе и проектах-победителях можно прочитать здесь.

Во время форума победители Всероссийского профессионального конкурса детских музейных программ поделились опытом и рассказали об инструментах и техниках, которые используют в работе.

 

Еще 10 проектов были отмечены специальным упоминанием как продемонстрировавшие инновационные достижения в определенных аспектах работы. Их авторы встретились онлайн и поговорили о том, как придумывать и воплощать проекты для детской, подростковой и семейной аудиторий.

 

География форума

На V Музейный форум по детским, подростковым и семейным программам зарегистрировались 2650 человек из различных музеев: благодаря гибридному формату форума удалось расширить географию участников - от Калининграда до Владивостока. К дискуссиям присоединились работники европейских музеев - Каролин Бреунессе, руководитель отдела выставок, разработки и производства Центра биоразнообразия «Натуралис» (Лейден, Нидерланды), Джулия Хошули, менеджер по коммуникации и фандрайзингу в Музее Штапферхаус (Ленцбург, Швейцария) и Наталия Арлаускайте, профессор Института международных отношений Вильнюсского университета (Литва).

 

Форум практиков

Большинство мероприятий Форума были практико-ориентированы и рассчитаны на активный обмен опытом. Например, на дискуссии про инклюзию эксперты и участники Форума говорили о вовлечении аудитории и основы взаимодействия с разными категориями посетителей, сессия «Музеи как новые медиа» была посвящена построению коммуникационной стратегии музея, а на сессии «Музей как уникальный опыт. Подростки» музейные сотрудники пообщались с подростками - той целевой аудиторией, которой так не хватает российским музеям и которую сейчас активно пытаются вовлечь в музейную жизнь.

 

Представители музейного сообщества делились опытом на воркшопах, где обсуждались инструменты, позволяющие найти новые форматы коммуникации с посетителями, создание детских музейных пространств, образовательные музейные программы для подростков и другие вопросы, которые встают перед музеями в период ограничений, связанных с пандемией, и в ситуации необходимости удержания и вовлечения аудитории при постоянно падающем интересе посетителей.

 

В рамках V Всероссийского музейного форума по детским, подростковым и семейным программам прошли очные показы музейных программ и оффлайн-воркшопы. Сотрудники петербургских музеев представили коллегам проекты, программы, экскурсии, находки и инструменты которых могут быть перенесены и в другие музеи. Так Российский этнографический музей показал результат работы проекта «НЕ ЗРЯ: инклюзивная музейная лаборатория для слепых и слабовидящих» - спектакль «Зримые вещи», мемориальный музей семьи актеров Самойловых провел воркшоп по семейным мастер-классам, а ​Санкт-Петербургский музей Хлеба рассказал о своих тематических программах. Государственный музей истории религии презентовал эскиз иммерсивного аудиоспектакля «Кто раскачивает деревья?», а музей Фаберже поделился опытом создания и проведения интерактивных музейных программ. ​Шереметевский дворец – Музей музыки представил участникам форума программу «С миру по нотке» – игровое путешествие по музыкальной карте мира. В музее Ф.М. Достоевского музейные сотрудники говорили о создании интерактивных детских литературных выставок. ​В Центральном музее почвоведения имени В. В. Докучаева участникам форума провели экскурсию по интерактивным элементам экпозиции и показали приемы и методы «оживления» экспозиции академического естественнонаучного музея для детских программ.

 

Для участников форума была разработана насыщенная программа посещения музеев Санкт-Петербурга по маршрутам фестиваля «Детские дни» и игры «Большая музейная прогулка». Также они могли познакомиться с работой музеев, находящихся в пригородах Петербурга, - музейного центра «Новая ферма» (ГМЗ «Петергоф») и усадьбы «Приютино».

 

Все сессии, воркшопы и другие мероприятия форума прошли с высокой вовлеченностью участников, но, пожалуй, наибольший отклик вызвала сессия «Дефициты профессионала, возможности сообщества», на которой профессиональное сообщество обсудило работу в условиях ограниченных ресурсов и постаралось ответить на вопросы, каким образом сотрудники музея могут компенсировать нехватку этих ресурсов. Участники форума делились опытом создания необычных экспозиций при ограниченном бюджете и привлечения в музей посетителей в условиях нехватки кадров. Главный вывод, к которому пришли участники форума, - профессиональному сообществу не хватает налаженной внутренней коммуникации и общения с коллегами из других музеев - для обмена опытом и поддержки друг друга в условиях различных дефицитов.

 

На итоговой дискуссии модераторы сессий и эксперты резюмировали итоги форума и постарались «упаковать» полученный багаж знаний, вдохновения и визионерских взглядов на обсуждаемые темы, чтобы затем участнико форума могли использовать этот опыт и делиться им с коллегами.

 I — IV форумы проводились в рамках фестивалей «Детские дни в Петербурге».


​Материалы предыдущего, IV Всероссийского музейного форума по детским программам можно посмотреть по ссылке.

Связаться с организаторами - detskiedniforum@gmail.com

Новости форума