Top.Mail.Ru
top of page

#AskaCurator: кураторы Музейных форумов по детским программам отвечают на ваши вопросы!

Обновлено: 6 дек. 2022 г.

15 сентября международное музейное сообщество проводит акцию "Спроси куратора" #AskaCurator. Куратор V Всероссийского музейного форума по детским программам Юлия Глазырина и куратор предыдущих 4 форумов, составитель программы пленарных выступлений нынешнего форума Дарья Агапова присоединяются к акции и отвечают на вопросы, присланные участниками профессионального музейного сообщества. Отвечает Юлия Глазырина: Очень заинтересовал форум! Скажите, на следующий год планируется проведение такого уровня мероприятие?


Большое спасибо за интерес! До сих пор музейные форумы по детским программам проводились раз в несколько лет. Это довольно масштабное профессиональное событие, требующее основательной подготовки. При этом современные реалии меняются быстрее, чем этот необходимый форуму «шаг» в несколько лет. С момента, когда мы объявили о намерении провести пятый форум и провели анкетирование среди музеев, чтобы сформулировать тему и направления форума, произошли радикальные изменения, и даже если не брать в расчет пандемию, многое из современной повестки мы вряд ли могли бы предсказать в конце 2019 года. Поэтому сейчас команда организаторов форума, центра «Музейный опыт», рассматривает такие форматы обмена опытом и встреч, которые помогали бы оставаться с коллегами на связи, оперативно и при этом достаточно широко обсуждать новые вопросы, возникающие у музейных профессионалов, работающих с детьми, подростками и семьями, но не требовали бы такой фундаментальной организационной подготовки.


Какие у вас были ожидания, когда вы взялись курировать V Музейный форум по детским программам, и как они менялись со временем? Как бы вы сформулировали, свои ожидания от форума сейчас, за полтора месяца до его начала?


На заре музейной карьеры, в 2014 году, форум сыграл одну из определяющих ролей в становлении моего профессионального взгляда. Форум – одна из первых площадок, куда мы с коллегами были приглашены не только слушать, но и делиться – как спикеры и ведущие воркшопов. С одной стороны, это очень льстило, так как репутация форума безупречно-профессиональна. С другой стороны, оказаться в числе приглашенных экспертов – значит, взять на себя ответственность за глубину мысли, стратегическое видение. На тот момент в программе форума и проектах петербургских музеев-партнёров меня поразила глубина разговора с детьми – честность, междисциплинароность, серьезность и легкость.


Благодаря удивительному стечению обстоятельств, на следующий форум 2021 года я была приглашена как куратор. За это время существенно укрепилась роль горизонтальных связей, и я как куратор Форума не определяю его программу самостоятельно. Моя роль, скорее, заключается в том, чтобы держать некую общую рамку темы «Дефициты и возможности», и связность треков – тематических направлений форума. С самого начала подготовки мы приняли стратегически важное решение работать в рамках подхода культуры участия – если уж мы декларируем это как базовую ценность при работе музея с аудиториями, следует взять на себя ответственность и подготовку форума выстраивать, опираясь на эти же ценности.


Подготовка форума в этот раз, кажется, была немного похожа на исследовательский проект. Принесли ли эти опросы, диалоги с профессиональным сообществом, опен-коллы что-то действительно принципиально новое в видение команды, или только уточнило какие-то заранее заданные параметры? Стоит ли повторять такой формат подготовки?


Программа форума формировалась в сотрудничестве с профессиональным сообществом в три этапа: (1) выбор направлений для обсуждения (через анкетирование и фокус-группы, зимой-весной 2020 года), (2) определение сессий и модераторов (через проведение опен-колла первого этапа, летом 2020 года), (3) приглашение спикеров / участников сессий и воркшопов (на основе опен-колла второго этапа, весной 2021 года). На таком длинном шаге подготовки, еще и растянутом пандемией, существенно сместившей ценности личные и общественные, работа с профессиональным сообществом, модераторами и оргкомитетом по определению тем, выбору направлений стала не только прецедентом формирования деловой программы форума в постоянном диалоге с профессиональной аудиторией, но и своеобразным эмоциональным опытом. Находясь в постоянном контакте с коллегами, мы очень чутко чувствовали изменения.


Все направления работы форума объединены темой «Дефициты и возможности». Тема была определена до начала пандемии, но сейчас представляется еще более актуальной. Программа составлена таким образом, что, выбрав одно из направлений, можно участвовать в соответствующем треке событий. Треки: «Значимое разнообразие, инклюзия», «Музей как уникальный опыт», «Связь с глобальной повесткой», «Музеи как новые медиа», «Интерпретации и смыслы», «Дефициты профессионала, возможности сообщества». Каждое из этих направлений – отнюдь не детское. Но особенностью форума всегда была настройка честной оптики для разговора с детьми о том, что действительно важно. И этот подход пандемия сделала вдвойне актуальным.


Череда опен-коллов и других форматов диалога с сообществом трудозатратна с точки зрения организации, но и очень интересна как профессиональный опыт соучастия коллег. Кроме того, опен-коллы помогли оргкомитету встретиться с коллегами, по разным причинам остававшимися вне нашего профессионального поля зрения, и мы очень рады участию в качестве модераторов, спикеров и ведущих воркшопов тех, кто присоединяется к профессиональному сообществу впервые, либо меняет оптику, фокусируясь на работе с детской и семейной аудиторией.


Если объяснять человеку, размышляющему, приезжать ли на форум, ради чего ему (ей) стоит приехать, какие 3 причины вы бы назвали?


Первая – дружески-профессиональная атмосфера, междисциплинарная и легко-серьезная. В отличие от многих конференций, где встречаются профессионалы «одного ранга» (например, только директора музеев, или только специалисты по маркетингу, или только представители естественнонаучных музеев), форум – междисциплинарная площадка обсуждений тех практик работы с детской, семейной и подростковой аудиторией, которые могут быть мультиплицированы в разных темах, жанрах, профилях музеев. Аудитория форума – сама по себе значимое разнообразие музейного сообщества.


Вторая – программы, выставки и воркшопы, подготовленные музеями-партнерами в Санкт-Петербурге и пригородах. Расписание форума устроено таким образом, что первый и третий день – время сессий и обсуждений, а второй и четвертый день – время практико-ориентированных воркшопов и показа программ петербургских музеев. Спектр треков второго дня позволит участникам выбрать то тематическое направление и те музеи, которые им наиболее интересны.


Третья – горизонтальные связи. Форум дает удивительную возможность встретиться с коллегами из музеев самого разного профиля, в том числе, с модераторами сессий, откликнувшихся на наше предложение стать соавторами деловой программы, и с победителями Профессионального конкурса детских музейных программ. Пройдя огромный отбор, эти проекты из нескольких регионов России представляют спектр модельных музейных практик, вдохновляющих на несколько лет вперед.

Надеюсь, что коллеги, регистрируясь на форум, станут не «слушателями», а его полноправными участниками, сомневающимися, размышляющими, спорящими и вдохновляющими друг друга.

Юлия Глазырина - заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея. Курировала создание Музея пермских древностей и работу единственной в России Детской палеонтологической конференции (с 2010 года). Автор и руководитель проектов «Открой пермский период!» и «Добро пожаловать в Антропоцен!». Приглашенный куратор V Всероссийского форума по детским, подростковым и семейным программам, который состоится в Санкт-Петербурге в ноябре 2021 года. Юлия представляла опыт работы музея на Генеральных конференциях ИКОМ в Милане и Киото, конференции Ассоциации детей в музеях Hands on! International, Амстердам, отмечена наградой Российского комитета Международного Совета музеев ИКОМ за активное участие в заседаниях международных комитетов ИКОМ и вклад в продвижение опыта Российских музеев за рубежом и мирового опыта в России.



Отвечает Дарья Агапова: Что, на ваш взгляд, в финском опыте работы музеев с детьми кардинально отличается от нас, но при этом потенциально применимо в России? Хороший вопрос! Финские музеи в своей работе с детьми существуют в совсем другом контексте - и образовательном, и социальном. В отличие от российских, они не ставят себе задачи компенсировать недостатки системы формального образования. Вообще информационный элемент существенно меньше места занимает - никто, мне кажется, не стремится "научить", "приобщить", "дать представление о...". Зато часто музейные педагоги, впрочем, как и школа, крайне внимательны к формам социальной коммуникации. Это легче на примере объяснить. В хельсинкском Музее современного искусства Киасма есть детская экскурсия - путешествие с воображаемым Монстром Киасмы, который оставляет на полу крошечные капельки краски. Путешествуя группой по его следам, дети вообще ничего не узнают о художниках и искусстве, вместо этого они очень вдумчиво проживают разные ситуации взаимодействия - друг с другом, с педагогом-ведущим, с необычным пространством музейной архитектуры, с лестницами, со светом и воздухом, с другими посетителями. Музей - особенное публичное пространство, не похожее на знакомые им детский сад, школу, супермаркет, вокзал... Чем оно отличается и почему или зачем оно так устроено? Это одно измерение. Другое - как люди ведут себя в музее и почему? Чем объясняются правила? Например, нельзя трогать произведения искусства, потому что это им повредит, но некоторые специально созданы так, чтобы посетители с ними взаимодействовали. Как можно более глубоко исследовать и само пространство, и формы поведения в нем (например, покататься по полу или измерить уклон лестничного марша собственными телами)? Если учиться осознанно относиться к тем требованиям, которые диктует само пространство, желания нарушить правила из чувства противоречия не возникает, на его месте возникает исследовательский интерес. В результате интерактивным выставкам в Финляндии не нужно быть антивандальными по уровню прочности, потому что ни у детей, ни у взрослых в целом нет потребности проверить каждую деталь на прочность, а каждое правило - на безусловность. Есть ли какие-то существенные изменения в подходах культуры участия с тех пор, как Нина Саймон и Ко этот подход «сделали модным» 10 лет назад? Очень трудно ответить на этот вопрос коротко, но постараюсь. От музея, как и от другой культурной институции, сегодня ожидается гораздо более глубокий уровень интеграции культуры участия во все аспекты деятельности. Музеи перестают быть политически "нейтральными", включаются в активистские движения. Свой общественный авторитет они используют, чтобы становиться своего рода рупорами, которые дают возможность быть услышанными тем людям или сообществам, меньшинствам, голоса которых еще недавно совсем не были в обществе слышны. Это может приносить колоссальные проблемы, например, с корпоративным спонсорством, но это тем не менее происходит. Нина Саймон до своего недавнего ухода с поста главы Музея искусства и истории в Санта-Крузе называлась "директором-активистом", прямо так и было написано на ее визитных карточках. А ушла она, чтобы возглавить "глобальную некоммерческую инициативу" под названием OF / BY / FOR ALL, которая помогает самым разным социокультурным организациям развивать соучастие (https://www.ofbyforall.org/). Само название инициативы очень характерно. Еще недавно обсуждался слоган "Ничего для нас без нас" или "Не ДЛЯ, но ВМЕСТЕ С...". А сегодня речь идет уже не о "вместе" ("WITH"), а о субъектности или "агентности" (agency) самих меньшинств. Изменения совершаются ими самими ("OF, BY"). Общество ждет от музея осознанного вклада в формирование общего будущего, социальной ответственности и солидарности. Это касается и супер сложных проблем деколонизации, и в целом инклюзии, в самом широком смысле.

Дарья Агапова - эксперт в сфере неформального образования и музейной коммуникации, diversity agent (AVAUS Diversity Agent Course, 2019), член ICOM. Куратор музейного проекта фонда Cultura и образовательных программ «Школа музейного фрилансера» и «Школа арт медиации» для русскоязычных жителей Финляндии (2018-2020). Со-куратор CultureLabs Pilot Projects (фонд Cultura и Агентство по наследию Финляндии, 2019–2020). 2020 – куратор образовательной программы международного проекта Agents of Change: Mediating Minorities (при поддержке Creative Europe). Соорганизатор русско-американского культурного обмена «Музей участия» (CEC ArtsLink и Центр развития музейного дела, 2015). Составитель сборника «Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества». Автор «Музейных сундучков» в ГМЗ «Гатчина» (2012–). Соавтор книги «Царица тюльпанов: Путешествия по Эрмитажу» (с Варварой Помидор, 2017). Соучредитель и куратор ежегодного фестиваля «Детские дни в Петербурге» (с 2005) и Всероссийского форума «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие». Эксперт Центра социальных инноваций «Музейный опыт» (с 2019).



Напоминаем, что V Всероссийский музейный форум по детским и семейным программам состоится 24-27 ноября 2021. Регистрация на форум доступна до 20 сентября по ссылке.


Организатор форума: Центр социальных инноваций «Музейный опыт». ЦСИ «Музейный опыт» основан командой фестиваля «Детские дни в Петербурге» в рамках программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.



Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page