Top.Mail.Ru
top of page

Манифест о взаимодействии музея и ребенка

Обновлено: 17 мая

Работа над манифестом была начата музейным сообществом по предложению Дианы Егоровой-Ракитской в рамках VI Музейного форума по детским программам (2023 г.) и продолжилась в формате онлайн-встреч, к которым могли присоединиться все желающие. 

Преамбула: Начиная работу над манифестом, мы договорились, что ориентируемся на детей 4-11 лет. Мы долго выбирали слово, которое могло бы обозначить те ценности, на которые мы как сообщество опираемся в работе с детьми. Мы рассматривали слово “сотрудничество”, имея в виду концепции педагогики сотрудничества, и формулировали тезисы с позиций дружбы, чтобы обозначить открытость и равноправие отношений между музеем и маленьким посетителем. Мы остановились на слове “взаимодействие”, как объединяющем эти и ряд других важных для нас подходов.

Манифест о взаимодействии музея и ребенка - это первая попытка в русскоязычном музейном сообществе осмыслить и сформулировать основные ценности, принципы и подходы во взаимодействии музеев с детской аудиторией. Манифест - наше публичное предъявление этих ценностей и принципов, к которому мы приглашаем присоединиться всех музейных профессионалов, разделяющих эти установки.


Наши ценности:

  • Музей - это социальный институт памяти, который работает для каждого. Одна из важнейших целей музея -  выстраивать взаимодействие широкой публики с наследием и способствовать его пониманию. 

  • Дети и взрослые с детьми являются для музеев желанной аудиторией, вдохновляющей на перемены и постоянное развитие.

  • Дети имеют такое же право на наследие, как и взрослые. 

  • Музеи осознают, что соблюдение равного права на наследие требует от музея дополнительных усилий, и готовы взять на себя эту ответственность.

  • Музеи понимают необходимость выстраивания особого типа отношений с детской аудитории и потребность в определении принципов и ценностей, лежащих в основе этого взаимодействия.


Во взаимодействии с детской  аудиторией музеи разделяют следующие ценности:

  • Искренность, честность

  • Взаимное уважение и признание ценности друг друга

  • Дружелюбие, отзывчивость, открытость и гибкость

  • Ненасильственное общение*

_______________________________________________

*Подход, разработанный доктором Маршалом Розенбергом в 1960-1970 годы, предполагающий, что на основе взаимопонимания и сотрудничества можно создавать открытые и искренние отношения и разрешать конфликты, приходя к совместному решению сторон. Процесс ненасильственного общения включает безоценочное наблюдение, понимание чувств и эмоций, осознание потребностей и формулирование просьбы (с готовностью получить отказ). См. Маршалл Розенберг. Ненасильственное общение. Язык Жизни. — 2018. — ISBN 978-5-906897-27-5


Ключевые принципы:

  1. В каждом ребенке музей видит и уважает личность. 

  2. Музей уважает права и ценности всех своих посетителей, включая самых маленьких, и рассчитывает на взаимное уважение с их стороны.

  3. Музей создает возможность волеизъявления и самовыражения для ребенка через вдохновляющие действия и активное вовлечение.

  4. Не только музей влияет на ребенка, но и  ребенок может  влиять на музей. 

  5. Музей учитывает, что обычно ребенок приходит в музей не один,  и уважает сложившуюся систему отношений взрослый - ребенок. Музей стимулирует взрослых также проявлять себя в коммуникации с музеем и с ребенком.

  6. Музей стремится не упрощать для ребенка представление о мире, показывает его в полноте, сложности и разнообразии и рассматривает себя как место диалога и пространство примирения.


К каждому из шести ключевых принципов ниже даны развернутые комментарии и примеры того, как принцип может быть реализован в музее посредством:

  • создания музейных продуктов, 

  • организации музейного пространства

  •  выстраивания коммуникации


Всё, что предпринимает музей для осуществления этих принципов, должно соотноситься с психологическими и физическими особенностями, потребностями и возможностями ребёнка



Почему это важно для музея:

  • Одна из главных задач музея - помогать людям выстраивать значимые связи наследия семьи с тем наследием, которое сохраняет музей, и наследием в широком смысле этого слова.

  • Дети -  ключевые участники  в создании этих связей, мотивирующие представителей разных поколений переосмысливать и актуализировать их понимание.

  • Музей - это посредник, благодаря которому разные сообщества могут разговаривать между собой. Детство - это тот опыт, который объединяет разных людей и разные сообщества.

  • Дети - понятное связующее звено между сотрудниками музея и широкими взрослыми аудиториями.

  • Дети - важные аудитории настоящего и основные аудитории  будущего музея.

Дети влияют на музей, являются источником вдохновения, ориентиром для развития на ближайшие годы и стимулируют это  развитие.


Таким образом, выстраивая особые отношения с детской аудиторией, музей имеет шанс оставаться актуальным и востребованным,  укрепить свои позиции как важного социального пространства и партнера для новых сообществ.


Мы предполагаем, что для ребенка и его близких это тоже важно, потому что музей дает возможности:

 

  • соотнести себя с наследием, его смыслом и содержанием, историей и культурой;

  • задуматься о самоидентификации;

  • распоряжаться своим временем;

  • проявить себя;

  • взаимодействовать с миром через игру и творчество, соприкасаться с опытом людей, живших в другое время и /или в других местах;

  • получить:новый опыт эмоционального взаимодействия и восприятия другого;

  •  социальной коммуникации;

получить новые знания и компетенции, расширять кругозор.


Ключевые принципы Манифеста о взаимодействии музея и ребенка




1) В каждом ребенке музей видит и уважает личность. 


  • Опыт ребенка в музее важен. 

  • Есть уважение к авторской позиции ребенка.

  • Уважение к возможностям, желаниям и ожиданиям ребенка, в т.ч. праву молчать и ничего не делать, просто быть.


Практическая расшифровка

Музей ориентирован на ребенка: соотносит свой рассказ с жизненным опытом ребенка, оперирует соразмерными ребенку понятиями и фактами и предлагает те активности, которые соответствуют психологическим, физическим и физиологическим особенностям ребенка.Музей стремится быть местом для каждого: для того, кто настроен общаться или хочет побыть в тишине, для того, кто воспринимает мир по-своему, для того, кто говорит словами, жестами или не говорит совсем.

Всё, что делает музей, ориентировано на детей с разным опытом:  разного возраста, носителей и не носителей языка,  с инвалидностью и без, с опытом миграции и без, живущих в семье и вне семьи.

Например:

В пространстве: Понятная и легко воспринимаемая навигация, места для отдыха/переключения внимания. Доступная среда.

В программах/активностях: Задания, предполагающие разные способы коммуникации, разный уровень погружения и вовлеченности, в том числе допускающие пассивное участие. Музей стремится учитывать разный жизненный опыт и создавать пространство и программы, где будет место каждому.

В коммуникации: Честность, открытость намерений  и определенность в музейном формате, детей предупреждают о том, во что предлагают включиться. Доброжелательность, терпимость, в том числе, к выбору ребенка, участвовать ли во взаимодействии. 



2) Музей уважает права и ценности всех своих посетителей, включая самых маленьких, и рассчитывает на взаимное уважение с их стороны.  Музей, принимая индивидуальность и особенности личности каждого ребенка,  раскрывает свою индивидуальность, свои особенности и свои ограничения..

Права музея: 

  •  Предлагать свои правила и настаивать на их соблюдении.

  •  Требовать ответственного отношения и предотвращать действия посетителей, которые могут нанести вред музею, его коллекции и экспозиции.

  •  Не знать ответы на все вопросы.

Права ребенка:

  • Право на игру.

  • На познание в своем ритме и по своей траектории.

  • На интерес и его отсутствие.

  • На свое мнение, волеизъявление и самовыражение.

  • На ошибки и эксперимент.


Практическая расшифровка:  Музей - не универсальное развлекательное пространство, у него есть свои особенности, задачи, цели. Музей четко артикулирует свои правила, намерения и ожидания. Он предоставляет ребенку возможность выразить свои потребности и обозначить границы.

Например:

В пространстве: Все музейные пространства организованы так, чтобы ребенку было понятно, что уместно и что неуместно делать в конкретном месте и с конкретными экспонатами. 

В программах/активностях: Уважая потребность ребенка узнавать новое через разные каналы восприятия, музей предоставляет такую возможность, в том числе, где это возможно, предлагает прикоснуться к некоторым объектам или познакомиться с ними в движении. Ребенку в музее предлагается совместная с другими детьми и с представителями музея осмысленная деятельность, результаты этой деятельности видны не только участникам процесса.

Музей предоставляет возможность разным способом отреагировать на то, о чем он говорит, и считает эти реакции ценными и важными. 

В коммуникации: Музей открыто и дружелюбно обозначает свои правила и границы (например, во входной зоне есть веселая инфографика с правилами, или ведущий программы начинает разговор с того, что обозначает правила музея, музей понятно и доброжелательно пишет об этом на сайте и в социальных сетях). 

Музей чутко относится к границам взаимодействия, комфортным для конкретного ребенка. 

 С ребенком в музее общаются на равных, считаются с его мнением, внимательно относятся к его размышлениям и не делают замечаний,  не дают оценок. В музее ошибка - это гипотеза, которую можно проверить вместе.


3) Музей создает возможность волеизъявления и самовыражения для ребенка через вдохновляющие действия и активное вовлечение.

 Это  подразумевает:

  • понимание того, что потребность в самовыражении - это проявление личности ребенка;

  • заинтересованность музея в том, чтобы ребенок не боялся проявить свою индивидуальность, высказать свое мнение;

  •  создание комфортных условий для самооценки и соотнесения со своим опытом;

  • уважение к авторской позиции ребенка как творца и интерпретатора;

  • возможность свободной игры, признание ее важности.


Практическая расшифровка: 

Музей предоставляет возможности быть активным: делать свой выбор, проявлять себя в разных ролях, творить, интерпретировать и высказываться, проявлять инициативу.

Например:

Заметные в музее приглашения к действию и и понятные ребенку способы обратной связи.

В пространстве:

  • Предполагаются и обозначаются места, где можно активно проявить своё отношение и/или где можно по-разному себя вести.

В программах/активностях

  • У ребенка есть выбор, и он может участвовать в постановке задачи (задача ставится самим ребенком).

  • Ребенок может стать ведущим мастер-класса/ делать что-то другое, нежели предложено музеем/ может действовать по шаблону, но музей спрашивает его мнение о происходящем/ может оставить сделанное на мастер-классе в музее в качестве арт объекта или части музейного пространства.

  • В музее можно создавать “продукты” с детскими голосами, детским авторским взглядом, в том числе, в цифровой среде, например, аудиогиды или контент в информационных киосках и/или мобильных приложениях.

В коммуникации:

  • Детские этикетки и понятные значки.

  • В музее в разных формах можно слышать детские голоса.

  • Музей стремится стимулировать и мотивировать самовыражения детей, предусматривает разные формы получения обратной связи.


4) Не только музей влияет на ребенка, но и у ребенка есть возможность влиять на музей. 

Музей стремится дать ребенку чувство связи и сопричастности.  "Присвоение" музея - это ощущение , когда ребенок воспринимает  себя в музее своим, а не посторонним, уверенно чувствует себя   в пространстве ,  устанавливает эмоциональные связи с музейными предметами, у него возникает желание представить что-то свое, оставить свой след. Ребенок может почувствовать, что его собственный опыт оказывается  важным, становится частью чего-то большого.

У ребенка, независимо от возраста, есть возможность влиять на музей, и музей открыт к этому влиянию и относится к этому серьезно (видит в этом ценность). Музей готов делать видимым влияние ребенка.


Практическая расшифровка:

  •  Музей понимает и открыто говорит о том, что детский опыт - важный источник идей для развития музея.

  • Обратная связь, полученная от детей, становится поводом для принятия значимых решений в музее. Обратная связь может быть не только вербальной или оформленной, наблюдения за действиями и реакциями ребенка - важнейший источник для анализа и принятия решений. Музею важно научиться их замечать и понимать.

  • Изменения в музее, внесенные благодаря наблюдению за детьми/ их предложениям, предъявляется как самим детям, так и родителям, и другим посетителям, вклад становится видимым. 


Например:

В пространстве: 

  • В экспозиции есть удобные ребенку места для обратной связи. 

  • Обратная связь может напрямую влиять на экспозицию, например, ребенок  предлагает поменять экспозицию или изменить маршрут посещения. 

  • Маршруты, предложенные детьми, могут быть маркированы в экспозиции.

В программах и активностях:

  • Есть возможность использовать то, что сделали дети,  в дальнейшей работе музея. 

  • У ребенка есть возможность говорить от лица музея (например, детские аудиогиды или дни самоуправления).

  • программы, подразумевающие возможность дополнять пространство чем-то своим (например, украсить к Новому году).

  • возможность пополнить музейную коллекцию или представить на выставке семейные реликвии.

В коммуникации: 

  • Наблюдение как основа коммуникации. Внимательное наблюдение за ребенком и понимание невербальной информации. Наблюдение может происходить на разных уровнях, от анализа непосредственного взаимодействия музейным педагогом до целенаправленных исследований.

  • Ребенок открывается, делится идеями и меняет состояние группы и музейных работников.

  •  Ребенок может взаимодействовать и с другими посетителями, опосредованно или напрямую. Учитывается мнение ребенка, есть возможность для диалога ребенка с детьми из предшествующих групп, и его мнение могут транслировать следующим группам.


5) Музей учитывает, что обычно ребенок приходит в музей не один,  и уважает сложившуюся систему отношений взрослый - ребенок. Музей дает возможность взрослым также проявлять себя в коммуникации с музеем и с ребенком. 

  • Музей видит себя пространством для общения между взрослыми и детьми, понимает, что может послужить импульсом к его развитию.

  • Музей не оспаривает авторитет взрослых, проявляет деликатность и уважение к сложившимся отношениям.

  • По мере возможностей музей стремится способствовать укреплению взаимопонимания и налаживанию диалога между детьми и взрослыми, принимая во внимание разнообразие и разницу потребностей и запросов, с которыми приходят в музей взрослые и дети.



Практическая расшифровка: 

  • Взаимодействие с ребенком включает в себя взаимодействие с его “главным” взрослым (тем, кто привел в музей), даже если взрослые активно не включены в программы.

  • Осознавая, что коммуникация между взрослым и  ребенком влияет прямым образом на восприятие ребенком музея, его готовность включаться в диалог с музеем, музей стремится создать для взрослых комфортную и доброжелательную среду.

  • Инициатива и вовлеченность взрослых, проявленные в музее, могут стать ролевой моделью для ребенка, и наоборот.


Например:

В пространстве:

  • комфортная и поддерживающая среда  как для совместного, так и раздельного пребывания детей и взрослых;

  • понятная и для детей, и для взрослых навигация и маркирование мест встречи, занятий, приема пищи и пр.


В программах и активностях:

  • семейный формат программ, предполагающий включение и детей, и взрослых;

  • совмещенные по времени программы и и разные по форматам активности  для детей и взрослых (или родителей с маленькими детьми);

  • музей предлагает материалы для подготовки посещения музея с детьми, для собственно визита  и рефлексии после посещения, включающие как организационные, так и содержательные аспекты (листы активности, семейные маршрутные листы, квесты, задания для совместного выполнения, планы, информационные буклеты как онлайн с возможностью скачивания, так и в бумажном виде).


В коммуникации

  • Музейные экспозиции и предметы могут стать поводом для коммуникации между взрослыми и детьми, которая может происходить до, во время и после посещения музея. Музей поощряет и стимулирует такой диалог и обсуждение.

  • Музей проявляет уважение ко времени взрослых, которые привели детей, и готов предложить способы его качественного проведения.


6) Музей стремится не упрощать для ребенка представление о мире, показывает его в полноте, сложности и разнообразии и рассматривает себя как место диалога и пространство примирения. 


  • Представляя сложность и разнообразие мира, музей признает, что экспозиция может стать источником потенциальных разногласий и конфликтов.

  • Музей понимает свою ответственность в урегулировании или смягчении конфликтов.


Практическая расшифровка:

Музей бережно относится к чувствам и эмоциям детей.

Например:

            В пространстве:

  • Потенциально болезненные темы и экспонаты, негативно воздействующие на психику ребенка (чучела животных, мумии, свидетельства насилия), в пространстве экспозиции маркированы и/или о них сделано предупреждение . 


            В программах и активностях:

  • К подготовке программ приглашены носители разных позиций.

  • Поддерживаются форматы, предполагающие дискуссии, дебаты, обсуждения, в том числе, межкультурный диалог.

  • Инклюзивность программ.


В коммуникации:

  • Музею важно представлять разные голоса,  интересы разных сообществ, разные точки зрения, понимая, что они потенциально могут вступать в конфликт.

  • Диалог, полифония и ненасильственное общение - важные принципы. 

  • Музей не боится признаться, что знает не все ответы на все вопросы и не боится сам задавать вопросы.


Как присоединиться к Манифесту?

Если вы музейный профессионал, педагог или другой специалист, работающий с детьми с музеях, вы можете поставить свою подпись здесь.



Вы также можете оставить свои комментарии к Манифесту под этим постом - предложить дополнения или правки, поделиться опытом использования или выразить сомнения в тех или иных тезисах. Эта обратная связь поможет Манифесту оставаться полем сотрудничества музейных профессионалов и пространством осмысления своей работы, а со временем может стать материалом для новой редакции Манифеста.

Чтобы оставить комментарий, достаточно написать его в соответствующем поле ниже и авторизоваться с помощью аккаунта в Google или электронной почты.


Музеи и организации, занимающиеся музейной деятельностью, также могут присоединиться к Манифесту. Для этого мы просим:

1) Обсудить в организации Манифест и возможность к нему присоединиться  любым способом: на методическом совете, совещании, во внутрикорпоративном чате или переписке. Согласовать подписание со всеми отделами, на деятельности которых оно так или иначе может отразиться.

2) Разместить ссылку на Манифест на сайте и в социальных сетях организации.

3) Прислать ссылку на публикацию по адресу museumandfamilies@gmail.com и запросить значок Манифеста, который также можно разместить на сайте и в социальных сетях.

4) Мы добавим вашу организацию в список организаций, поддержавших Манифест.

5) Мы будем рады, если по следам Манифеста музей напишет свое приветственное обращение к посетителям с детьми.




В подготовке эскиза в текущей редакции над манифестом работали:

Ольга Синицына

Наталья Мачихина

Анна Михайлова

Ирина Кельнер

Нина Гладкова

Ольга Леонова

Анастасия Свердликова


Благодарим также за активное участие в подготовке и обсуждении текста:

Алису Иоффе

Маргариту Атрощенко

Евгению Львову

Ольгу Шауро

Екатерину Любимову

Юлию Поцелуеву

Юлию Глазырину

Алю Кузнецову

Кристину Александрову

Лилию Кондрашову

И всех, кто участвовал в разработке манифеста на очной сессии VI Музейного форума по детским программам.


Автор иллюстраций к тезисам Манифеста - Яна Михалко.

Формулировки, помещенные под рисунками, появились у рабочей группы на одном из этапов работы над тезисами. Позднее был выбран более строгий и бережный язык, но рабочей группе показалось важным сохранить в иллюстрациях упоминание о языке дружбы, который помог сфокусировать тезисы.


Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page