В рамках подготовки к V Всероссийскому музейному форуму по детским программам публикуем разговор с Анной Михайловой, модератором сессии форума, посвященной дефицитам профессионалов и возможностям сообществ.
Анна Михайлова - PhD, директор АНО "Идеи для музеев", эксперт в области цифровых технологий для музеев.
Какие системные дефициты в работе музея с аудиторией Вы бы назвали основными сейчас?
Когда мы слышим фразу "дефицит ресурсов", то прежде всего думаем, возможно, о финансовом дефиците. Да, действительно, с финансированием в сфере культуры все не так просто, и отсутствие именно денежных средств часто является препятствием для реализации проектов или для развития. Но на этой сессии мы хотим поговорить о возможностях, которые не всегда связаны именно с деньгами или чем-то материальным, и посмотреть, как с помощью коммуникации внутри профессионального сообщества, между профессиональными сообществами мы можем эти дефициты восполнять. Для разговора мы пригласили коллег, у которых есть опыт восполнения дефицитов с точки зрения коммуникации, программного обеспечения, какого-то человеческого участия, поддержки.
Откуда берутся дефициты ресурсов? Что является их причиной?
С этим мы тоже попробуем разобраться на сессии, предложив участникам методику анализа ресурсов, которые есть в учреждении или в проекте, который они представляют. Потому что, чтобы восполнять ресурсы, сначала нужно понимать, чего именно не хватает и почему. Возможно, мы выявим наличие этих ресурсов, не обязательно материальных, финансовых, уже внутри самого проекта. Например, если речь идёт о навыках и компетенциях сотрудников из других отделов, не связанных с проектной деятельностью. Это во многом разговор о коммуникации внутри учреждения, музейного сообщества и между сообществами.
За последнее время в собственных проектах Вы неоднократно обращались к темам человеческих отношений внутри рабочих коллективов. Как Вам кажется, являются ли такого рода проблемы к дефицитам профессионала?
«Идеи для музеев» активно работают с темой профессиональной коммуникации, между членами музейного сообщества. Одна из проблем, которой мы интересуемся сегодня, это проблема буллинга, то есть травли в музейных коллективах. И тема, неразрывно связанная с этой, - благополучие на рабочем месте. За 2020-2021 годы мы провели несколько встреч, посвященных понятию благополучия и тому, как его можно достигать, совершенствуя условия работы внутри музеев. Провели встречу о профессиональном выгорания, о роли SMM-специалистов и проблемах, с которыми именно эти специалисты сталкиваются в работе в музеях. Мы пригласили нашу коллегу из Великобритании Алекс Вудел поделиться результатами исследования буллинга в коллективах британских музеев. По результатам этих встреч, по комментариям, которые мы получаем, по обсуждениям видно, что проблема управления внутри музея, выстраивания отношений, совместной работы и проблем, которые из этого вытекают, существует. О ней пока не принято открыто и публично говорить, в том числе на профессиональных мероприятиях. Мы надеемся, что разговор о дефицитах поможет нам продвигать тему благополучия и грамотного менеджмента в музеях. Потому что, как мне кажется, качественные, действительно хорошие музейные проекты могут реализовываться в тех коллективах, где здоровые профессиональные рабочие отношения. Больше шансов, что там будут реализованы более качественные проекты.
Как Вы считаете, кому в первую очередь адресована эта сессия, каким будет "прирост" от участия в ней?
Я вижу ее участниками сотрудников музеев, которые имеют возможность оказывать влияние на то, что происходит у них в коллективах, на принятие решений. Возможно, это руководители отделов, заведующие, может быть, заместители директоров. Потому что вопрос ресурсов - это вопрос управленческий, и здесь, конечно, зачастую нужны рычаги, которых может не быть у рядовых сотрудников.
Что, как Вам кажется, сейчас препятствует налаживанию взаимодействия, взаимопомощи как внутри музейных коллективов, так и между музеями, между разными культурными институциями?
Я думаю, здесь все индивидуально, так как все музеи достаточно разные. Где-то это может быть неадекватное отношение руководителя, и соответственно трансляция этого отношения на межотдельные взаимодействия, на отношения между сотрудниками. Это может быть в принципе отсутствие корпоративной культуры, существование по старинке - так было до нас, так будет всегда. Неготовность меняться и вводить какие-то новые способы коммуникации, или изменять то, что выработалось за годы и десятилетия. Еще одна из проблем - это отсутствие прозрачности в отношении карьеры в музейном деле. Например, в коммерческих компаниях, приходя на позицию стажера, ты понимаешь, какой он, этот путь. Сколько лет нужно проработать на определенной должности, когда можно ждать повышения. В музеях все не так. Это можно понять и по тому, как публикуются вакансии, по тому, как ищут работу в музеях. Музеи - достаточно закрытая институция. Такая консервативность и закрытость влияют на то, что может не быть помощи, могут быть конфликтные ситуации, которые не принято выносить наружу. Нужно разбираться, почему так складывается. Мне кажется, что некоторые ответы мы можем найти в истории формирования музейного сообщества в России.
Если бы Вы описывали идеальные рабочие отношения внутри музея, какие принципы и черты обязательно бы упомянули?
Если можно помечтать, я бы подумала о наличии корпоративной культуры и отдела или сотрудника, который отвечает в музее за развитие и распространение этой корпоративной культуры. Это может быть регулярная внутренняя рассылка, мероприятия, организация пространства, где можно и комфортно работать, и отдыхать в течение дня. Это большая важная тема, и хочется, чтобы на уровне руководства музеев осознавалась важность создания комфортного рабочего климата, атмосферы, потому что это имеет принципиальное значение для качества реализуемых музеем проектов и вообще осуществления деятельности.
Comentários