Top.Mail.Ru
Записи сессий V Музейного форума по детским программам собраны на сайте
top of page

Записи сессий V Музейного форума по детским программам собраны на сайте

Обновлено: 18 авг. 2022 г.


V Всероссийский музейный форум по детским, подростковым и семейный программам состоялся в ноябре 2021 года в гибридном формате. Ниже вы можете выбрать и просмотреть записи всех онлайн-событий форума.

23 НОЯБРЯ (ВТОРНИК)

Открытие форума

Приветственные слова: Ольга Чистанова, исполнительный директор ИКОМ России, Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, команда Оргкомитета: Юлия Глазырина, Юлия Поцелуева, Ирина Кельнер, Юлия Мацкевич.



Сессия «Музей как уникальный опыт. Дети»

Модератор: Вера Ярилина, куратор проекта «Детское Царицыно», Музей-заповедник «Царицыно», Москва

Спикеры:

  • Ксения Зубакина, Пермская государственная художественная галерея, Пермь;

  • Юлия Мачевская, «Мастерская Аникушина», филиал Музея городской скульптуры, Санкт-Петербург;

  • Наталья Денисова, Всероссийский музей декоративного искусства, Москва.

На сессии «Музей как уникальный опыт. Дети» обсуждались форматы работы, которые диктуют свои условия в последние годы. Детская выставка как повод для семей первый раз прийти в художественный музей и как инструмент, запускающий изменения в самом музее. Как помочь родителям подготовиться к посещению? Какие экспозиционные инструменты и форматы взаимодействия помогут посетителям познакомиться с выставкой самостоятельно, без экскурсовода? Есть ли у классического экскурсовода преимущества перед онлайн-сервисом «Izi Travel»? Какими качествами должен обладать современный музейный педагог? Как сделать абстрактную «взрослую» тему понятной детям и вовлечь родителей в семейное взаимодействие в музее, как в музее узнать что-то новое не только про художников, но и про себя. Спикеры

говорят и о сотрудничестве с детской аудиторией: нужно ли привлекать юных посетителей к проектированию выставок и как извлечь из такой коллаборации выгоду для обеих сторон.




Сессия «Значимое разнообразие, инклюзия»

Модератор: Ирина Донина, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Российского этнографического музея.

​Спикеры:

  • Анна Бородулина, Музей первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург;

  • Екатерина Постникова, Политехнический музей, Москва;

  • Светлана Лучникова, Музей современного искусства PERMM, Пермь;

  • Анастасия Каменская, Центр современной культуры «Рельсы», АНО «Город-музей», Тверь.

Почему инклюзия в социокультурных учреждениях, в частности, в музеях, идет успешнее, чем в образовательных? Вероятно, потому что музей – психологически комфортная площадка, где мнение посетителя об экспонатах не оценивается по жесткой шкале «правильно/неверно».

Музейная инклюзия стоит на трех китах: доброжелательность, интерпретация и открытость.

  • Доброжелательность персонала – желание и готовность каждого сотрудника быть полезным любому посетителю.

  • Интерпретация коллекции – умение музейного педагога передать культурологическое сообщение на понятном и доступном для целевой аудитории языке.

  • Открытость музея – его физическая доступность и предложение использовать дублирующие каналы восприятия музейного месседжа, например, с помощью экспозиции тактильного доступа.

Музеи стараются включать в свою деятельность инклюзивные элементы. Если на музейной экспозиции происходит взаимодействие посетителей с разными возможностями, это можно считать полным включением. При таком подходе представление о возможностях инклюзии в музее расширяется. Сейчас это понятие используется преимущественно в отношении посетителей с инвалидностью. Однако принципы инклюзии в музейном пространстве можно использовать при взаимодействии и с другими посетителей, например, с детьми, у которых есть миграционный опыт.

Акцент сессии - на практической работе, вовлечении аудитории, обучении основам взаимодействия с разными категориями посетителей.



Сессия «Музеи как новые медиа»

Модератор: Аля (Елена) Кузнецова, специалист по коммуникациям программы «Музеи Русского Севера», руководитель и куратор проектов АНО «Идеи для музеев», консультант по цифровой коммуникации и низкобюджетному продвижению культурных проектов

Спикеры:

  • Тамара Великоднева, экс-руководитель Отдела цифровых проектов Музея Москвы, Москва;

  • Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент Департамента медиа Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, исследователь цифровой среды, Москва;

  • Оксана Силантьева, мультимедийный продюсер, тренер-консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации, маркетинга и менеджмента мультимедийных проектов, основатель проекта SilaMedia, Москва;

  • Марина Соколовская, руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Ельцина, Екатеринбург.

Сессия «Музеи как новые медиа» была посвящена вопросам о том, как, о чем и с кем разговаривает современный музей.

Как находить новые форматы привлечение и вовлечения детей, подростков, семей в музей? Какие возможности есть у онлайн-форматов и онлайн-инструментов и как использовать их при работе с детской аудиторией?




24 ноября (среда)

Интерактивная сессия «Статус: "в отношениях". Вовлечение как источник развития и поддержки»

Модератор: Дарья Агапова, эксперт в сфере неформального образования и музейной коммуникации, член ICOM

В стремительном мире и музей должен непрерывно меняться, чтобы сохранять динамическую устойчивость и связь с общественной повесткой. К сотрудникам предъявляются все более высокие требования, искать ответы на неожиданные вызовы приходится в условиях нехватки самых разных ресурсов – от времени и денег до связей и компетенций. Список «навыков будущего» или «гибких навыков» постоянно пополняется. Как строить стратегии развития на институциональном уровне и где искать источники поддержки, мотивации, вдохновения на персональном уровне?

Многие исследователи и визионеры музейного мира говорят, что неиссякаемым источником стратегической информации и поддержки могут и должны быть взаимоотношения с аудиториями, партнерами и сообществами. Но для этого необходимо глубокое понимание мотиваций, потребностей и ценностей людей и сообществ, а не просто таргетирование на основе поверхностных признаков. И эта задача требует не проектного подхода, а постоянных усилий, интегрированных в институциональную политику и во все внутренние процессы в команде.

Участники интерактивной сессии познакомились друг с другом в мини-группах и в ходе диалога и игрового брейншторма размышляли, как сделать взаимоотношения с аудиториями трансформирующей силой на самых разных уровнях работы музея.



Дискуссионная сессия «Связь с глобальной повесткой»

Модератор: Наталья Копелянская, музеолог, куратор, эксперт группы «Музейные решения», член ICOM, координатор международных проектов музея-заповедника В. Д. Поленова.

Спикеры:

  • Анна Чепурная, Юлия Воронина, Галерея Нагорная, объединение Выставочные залы Москвы, Москва;

  • Ксения Белькевич, Музей истории российской литературы имени Даля, Москва;

  • Каролин Бреунессе, Руководитель отдела выставок, разработки и производства Центра биоразнообразия «Натуралис», Лейден Caroline Breunesse Hoofd Tentoonstellingen, Ontwikkeling & Productie Naturalis Biodiversity Center;

  • Степан Овчинников, V-A-C, Москва;

  • Джулия Хошули (Julia Hochuli), менеджер по коммуникации и фандрайзингу в Музее Штапферхаус, Швейцария;

  • Лидия Щипко, МБУ «Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска», Норильск;

  • Маргарита Атрощенко, Государственный биологический музей, Москва.

Несмотря на то, что в последнее время главными вопросами глобальной повестки стали пандемия, закрытие музеев и новые формы работы с аудиторией, одновременно продолжается осмысление других серьезных вопросов – деколонизации музеев, цифровой безопасности, будущего планеты и человека. Музеи могут говорить о глобальных проблемах на понятном аудитории языке – если сотрудники музеев будут выступать медиаторами и формировать музейные программы с этой позиции.

На дискуссионной сессии «Связь с глобальной повесткой» речь шла о трансляции ценностей, в частности, вопросах этики и эстетики, свободе, новых технологиях и цифровой безопасности, социальной справедливости, памяти, просвещении и доступе к наследию.




25 ноября (четверг)

Онлайн-разговор с авторами музейных программ, получивших специальное упоминание Всероссийского профессионального конкурса детских музейных программ

Модератор: Юлия Глазырина, заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея.

В рамках Профессионального конкурса детских и семейных программ 10 проектов были отмечены специальным упоминанием в связи с тем, что продемонстрировали инновационные достижения в определенных аспектах работы.

25 ноября в рамках Музейного форума состоялся онлайн-разговор с авторами этих проектов. Участники:

  • Наталья Сабаш, проект «На кораблике в прошлое». Березниковский историко-художественный музей имени И.Ф. Коновалова;

  • Мария Рахчеева, образовательная онлайн-студия «Биоэфир». Биологический музей имени К. А. Тимирязева, Москва;

  • Наталия Михайлова, Гибридный игровой путеводитель для подростков по экспозиции музея «В поисках жемчужин». Дарвиновский музей, Москва;

  • Полина Соколова. Проект «И что дальше». Еврейский музей и центр толерантности, Москва; Московский музей современного искусства, Москва;

  • Яна Ривкина, проект «Ab ovo! От яйца!», Калининградский зоопарк, Калининград. Проект представляет Мария Козьякова, ученый секретарь МАУК «Калининградский зоопарк»

  • Анна Шустикова, Проект «Музейный клуб путешественников». Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбург;

  • Анастасия Степанова, проект «Что у меня внутри?». Музей современного искусства «ПЕРММ», Пермь;

  • Наталья Мачихина, Творческая лаборатория для подростков «Чёрная Грязь». Музей-заповедник «Царицыно», Москва;

  • Мария Белиоглова, Настольная игра «Битва с фейками». Политехнический музей, Москва;

  • Анна Власова, Аудиоспектакль «Прочь к родному берегу» по мотивам романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Санкт-Петербургский Океанариум, Санкт-Петербург




Онлайн-воркшоп «Детские музейные пространства: что не узнаешь, пока не откроешь»

Ведущие:

  • Наталья Мачихина, Детский музей Царицыно, Москва

  • Елена Новикова-Китаева, Государственный музей-заповедник «Петергоф», отдел «Музейный образовательный центр» (Новая ферма), Санкт-Петербург

Руководитель детского музейного центра ГМЗ «Петергоф» и координатор детского музея ГМЗ «Царицыно» делятся опытом создания, развития и продвижения своих проектов – в формате «ожидания vs реальность».

Воркшоп адресован руководителям и сотрудникам отделов развития музеев, которые задумываются о собственном детском центре или детском музее. Ведущие отвечают на вопросы: кого взять в команду проектировщиков, каких ошибок можно избежать на старте и к чему нужно быть готовыми после запуска проекта?



Онлайн-воркшоп «Биоэфир. Рассказываем живые истории»

Проводит Мария Рахчеева, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва.

В Биологическом музее им. Тимирязева с сентября 2020 года работает образовательная онлайн-студия «Биоэфир». Сегодня в этой студии в прямом эфире проводятся онлайн-занятия для учащихся 1-11 классов по биологии, химии, физике и окружающему миру –всего более 40 тем. При реализации этого проекта научным сотрудникам пришлось освоить новый формат коммуникации с посетителями и учиться выстраивать диалог через экран. Специалистам приходилось практически с нуля создавать сценарии занятий, корректировать презентации и учиться работать в прямом эфире.

На мастер-классе Мария Рахчеева показывает приемы и инструменты, которые позволили музейным сотрудникам перейти на новый уровень коммуникации с посетителями, делится секретами работы с аудиторией в прямом эфире, плюсами и минусами различных форматов общения с посетителями и представляет алгоритм создания продуктивного музейного онлайн-занятия.



Онлайн-воркшоп «Как, когда и почему отношения становятся: опыт одного просветительского музейного проекта для подростков»

Ведущая: Анастасия Чекрыжова, Государственная Третьяковская галерея, Москва

На воркшопе Анастасия Чекрыжова рассказывает, как кураторские стратегии помогают в проектировании и реализации образовательных программ в музеях и культурных институциях. На примере проекта для подростков «Когда отношения становятся...» в рамках публичной программы к 2-ой Триеннале российского современного искусства (проект Музея «Гараж») она разбирает основные этапы реализации образовательной программы, а участники воркшопа практикуются в создании собственной программы, применяя как привычные методические инструменты, так и кураторские подходы.

Воркшоп адресован тем, кто готов экспериментировать с форматами и способами взаимодействия со своей целевой аудиторией, кто испытывает трудности с поиском концептуальной базы при разработке программ, а также тем, кто хочет переосмыслить формат работы с приглашенными специалистами и ведущими.




Практико-ориентированная сессия «Музеи и глобальная повестка»

Модератор: Елена Чигалейчик, заведующая экскурсионно-методическим сектором, Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, Санкт-Петербург.

Спикеры:

  • Наталья Михайлова, Государственный Дарвиновский музей, Москва;

  • Лилия Кондрашова, Музей Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, Владивосток;

  • Ирина Кривонос , ГБУК «Музей янтаря», Калининград;

  • Ульяна Сайранова, Пермский краеведческий музей, Пермь.

Какие практические приемы помогают «заземлить» глобальные вопросы человечества? Обращаясь к проблемам, волнующим всё человечество, музей учится преломлять смыслы, меняя масштаб с глобального на региональный или локальный.

Практико-ориентированная сессия «Музеи и глобальная повестка» посвящена таким формам взаимодействия с посетителями, которые могли бы актуализировать глобальную проблематику. Спикеры делятся своим опытом и рассказывают:

  • Как, используя истории самих детей и родителей, обсуждать с ними экологическую повестку без назидательности, и как найти научных консультантов для проекта в духе гражданской науки.

  • Как, рассказывая о происхождении камня, дать представление о циклах изменения климата.

  • Какими средствами музей может обеспечить прямое взаимодействие между посетителями и ведущими специалистами в разных областях науки, инспирировать и поддерживать между ними содержательный и аргументированный диалог.




26 ноября (пятница)

Сессия «Музей как уникальный опыт. Подростки»

Модератор: Вера Ярилина, куратор проекта «Детское Царицыно», Музей-заповедник «Царицыно», Москва.

Спикеры:

  • Алёна Агеева, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург;

  • Лидия Лобанова, директор музея криптографии, «Каскад», Москва;

  • Анна Бородулина, Музей первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург;

  • Константин Андреев, Музей истории Гулага, Москва.

Формы коммуникации – это не только форматы встреч с посетителями, не только тексты экспликаций и дизайн экспозиционного пространства. Понимание интересов и среды общения своей аудитории, способность чувствовать, что уместно и допустимо в том или ином контексте, осознание собственных полномочий и границ ответственности – та база, без которой диалог с посетителями, особенно юными, не может состояться.

Вера Ярилина, модератор сессии, куратор проекта «Детское Царицыно», Музей-заповедник «Царицыно», Москва:

«В современном музее постепенно складываются новые форматы коммуникации с посетителями. Вместе с ними возникают и вопросы: как наладить контакт между ребенком и взрослым в музейном пространстве, побудить их к взаимодействию? Как создать безопасное пространство для откровенного диалога, помочь родителю почувствовать себя экспертом или наоборот равноправным субъектом познания? Как учитывать возрастные особенности и психологию детского восприятия на выставках и программах, чтобы посетители разного возраста могли получить доступную для себя информацию и ощутить себя сопричастным.

И какими качествами, способностями и навыками должен обладать современный музейный педагог, работающий с семейной аудиторией, чтобы у посетителя случился тот самый уникальный опыт, к которому мы стремимся? С какими новыми запросами посетителей мы сталкиваемся?».

На секции спикеры рассказывают о своем опыте работы с подростками, о своих ожиданиях, страхах, неподтвердившихся гипотезах. В обсуждении приняли участие старшеклассники, участники молодежных музейных проектов.





Сессия «Интерпретации и смыслы»

Модератор: Надежда Пантюлина, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, Москва.

Спикеры:

  • Юлия Веретнова, Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург;

  • Мария Веретенникова, Музей города Ижевска;

  • Нурлан Ахтамзян, Музей кино, Москва.

​К участию в дискуссии приглашены:

  • Илья Утехин, Санкт-Петербург;

  • Елена Омельченко, Санкт-Петербург;

  • Наталья Арлаускайте, Вильнюс;

  • Милена Третьякова, Санкт-Петербург;

  • Никита Сазонов, Санкт-Петербург;

Что такое интерпретация в музее? Кто и как должен истолковать смыслы в музее?

Надежда Пантюлина, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, Москва:

«Одно из распространенных заблуждений, когнитивных ошибок, — люди считают реальностью то, что они видят. Хотя мы видим столько, сколько позволяют видеть наши знания и опыт. И мы видим то, что в настоящий момент наш мозг считает для нас актуальным, — именно так происходит отсеивание из огромного количества окружающих нас событий тех, которые нам сейчас важны.

Обозначать эту актуальную важность и показывать ее людям с помощью экспозиций — вторая после хранительской роль музеев. Наше дело показать, почему людям нужно наследие, и зачем оно им в повседневной жизни. И мы для этого выстраиваем знаковые системы из музейных предметов и слов, — а это и есть интерпретация».

Сессия включает в себя доклады спикеров и общую дискуссию. Спикеры рассказывают, как использовать привычный путеводитель для поиска путей развития неработающей постоянной экспозиции, и какие немузейные способы разговора с публикой можно взять на вооружение, какие есть качественные и количественные методы для понимания пришедших в музей людей.

В дискуссии обсуждается создание инструментов понимания и поиск путей развития экспозиций: музейная повседневность и избирательное документирование, поиск игровых способов интерпретации, способы представления бюрократических документов, которые меняют их институциональность и соответственно восприятие публикой, исследование российских музеев и восприятие этих музеев людьми.




Сессия «Дефициты профессионала, возможности сообщества»

Модератор: Анна Михайлова, директор АНО «Идеи для музеев», эксперт в области цифровых технологий для музеев.

Участники:

  • Светлана Соколова, Калининградский зоопарк, Калининград;

  • Екатерина Старовойтова, Музей Фаберже, Санкт-Петербург;

  • Анастасия Шипицина, Музей современного искусства PERMM, Пермь.

Работа в условиях ограниченных ресурсов стала приметой времени. Каким образом сотрудники музея могут компенсировать нехватку этих ресурсов, будь то компетенции, оборудование, инструменты, время? Существуют ли подходы к управлению командами, которые могут помочь в решении этой проблемы? Какую роль в этом может сыграть профессиональное сообщество?

Задача сессии «Дефициты профессионала, возможности сообщества» - выявить рабочие методы компенсации ресурсов, которые можно было бы применить в дальнейшем. Спикеры делятся опытом межмузейного или межинституционального взаимодействия, рассказывают, как организованы коммуникации внутри музея, как решаются ежедневные, рутинные задачи, какие управленческие методики и инструменты могут помочь музею (технология SMART, инструмент Битрикс24).

На дискуссии шел разговор о том, как члены музейного сообщества могут поддерживать друг друга в условиях дефицита кадров, средств и времени.



Итоговая дискуссия с модераторами сессий, экспертами и участниками «Багаж возможностей»

В завершении сессионной программы форума состоялась пленарная дискуссия, в ходе которой модераторы представили итоги обсуждений в своих сессиях («Значимое разнообразие, инклюзия», «Музей как уникальный опыт», «Связь с глобальной повесткой», «Музеи как новые медиа», «Интерпретации и смыслы», «Дефициты профессионала, возможности сообщества»), поделились личным взглядом на тему форума и сформулировали профессиональные ожидания на ближайшие год-два.

Обычно пленарная сессия открывает форум. Но эта пленарная сессия резюмирует итоги и формулирует спектр возможностей, чтобы преодолеть те или иные дефициты. Дискуссия-резюме проведена, чтобы помочь участникам форума «упаковать» полученный багаж знаний, вдохновения и визионерских взглядов на обсуждаемые темы, чтобы затем они могли использовать этот опыт и делиться им с коллегами.



27 ноября (суббота)

Онлайн-воркшоп «Коллекционируй музеи»: большое путешествие по пермским музеям для детей с особенностями ментального развития и их семей. Реализация межмузейного проекта для посетителей с инвалидностью: от заявки до итогов

Ведущая: Ольга Гусева, Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Проект «Коллекционируй музеи» объединил семь музеев Перми для того, чтобы вместе вовлечь семьи, воспитывающие детей с особенностями ментального развития в музейную жизнь города. Тема проекта связана с опытом освоения окружающего мира через знакомство с музейными предметами, отличающимися по формам, фактурам, материалам. Пройти маршрут помогали: путеводители по экспозициям, буклет для родителей, карта. Во время прохождения маршрута участники собирали собственную «музейную коллекцию» - предметы, вызывающие ассоциации с музеями разных типов, например, кусочки холста из художественного музея.

На воркшопе Ольга Гусева рассказывает, как межмузейный проект для детей с инвалидностью помог музеям «обменяться» аудиторией, кто был привлечен в качестве консультантов, как дизайнер адаптировал визуальный материал для целевой аудитории, почему кроме путеводителей для детей был разработан буклет для родителей, а путеводители были индивидуальными и групповыми. В ходе мастер-класса она показала материалы проекта, включая коллекцию предметов, которую собирали участники.

Воркшоп адресован специалистам по музейной инклюзии и музейным педагогам и предлагает узнать, как межмузейное сотрудничество может помочь особенной аудитории, какие музейные проблемы решает, с какими трудностями сталкивалась команда проекта во время его подготовки и реализации.



Онлайн-воркшоп «Детская видео-экскурсия в музее: озарения, трудности, этапы создания»

Проводит Елена Пакалина, Радищевский музей, Саратов

Вовлечение юной аудитории в музейную жизнь может проходить в разных форматах, в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева решили попробовать формат детских экскурсий: начиналось все с аудиогида, сейчас в распоряжении музея 15 видео-экскурсий, которые создали и записали саратовские подростки.

Целевая аудитория программы «Школа экскурсоводов», результаты которой представлены на воркшопе, дети 9-12 лет и подростки 13-16 лет. Воркшоп посвящен итогу занятий по этой программе – созданию видео-экскурсии, автором и ведущим которой является ребенок. Елена Пакалина рассматривает этапы, возможные преграды и трудности и методы их преодоления, представляет цепочку сетевых взаимодействий разных учреждений в рамках программы и рассказывает о проблемах музея и аудитории, которые помогает решать видео экскурсия.



Недавние посты

Смотреть все
bottom of page