В июле 2022 по приглашению Ольги и Александра Юминовых (Центр социальных инноваций Sep Community) руководитель Музейного опыта Юлия Поцелуева и редактор онлайн-журнала Ирина Кельнер побывали в удмуртской деревне Сеп, чтобы вместе с кураторами проекта "Секретная карта деревни Сеп" и местными детьми придумать игровой маршрут по окрестностям. Публикуем интервью, данное представителями команды Музейного опыта" пиар-специалисту Sep Community Светлане Мальцевой и рассказываем немного о культурном пространстве деревни Сеп.
Деревня Сеп расположена на севере Удмуртии. Люди живут здесь больше двухсот лет, и больше ста лет назад в Сепе начала работать первая школа. Деревня не превратилась в село, здесь нет собственной церкви, но в советское время появились сельский клуб и библиотека, работает магазин. Пять лет назад в помещении библиотеки появился народный Музей исчезнувших деревень - современная экспозиция, рассказывающая о семи деревнях, до недавнего времени существовавших по соседству, и о семьях, когда-то живших в этих местах.
Музей исчезнувших деревень, экспозиция внутри и внешние витрины
Перепридуманное пространство деревенского клуба, где есть свои звукозаписывающая и гончарная студии, где нашлось место и для выставочного пространства, и для коворкинга, эффектная фантастическая автобусная остановка, "граффити" рядом с местной почтой - это, как и музей, внешние проявления тех удивительных отношений сотворчества, которые сложились между жителями деревни и АНО КАМА records. Благодаря этому взаимодействию и дружбе со множеством творческих людей в Сепе круглый год происходит что-то интересное - проводятся арт-резиденции, пополняется народный аудиоархив, дети становятся студентами Мятного института и знакомятся с учителями и учениками пермской школы Точка. И постоянно рождаются новые идеи. Одна из таких идей - Секретная карта деревни Сеп - предполагает создание нескольких туристических маршрутов по знаковым, но не очевидным для приезжего местам.
Коворкинг-пространство клуба, студия звукозаписи, печь для обжига керамики по старинной технологии и современная керамическая студия, стена у почты, вид на деревню сверху
… – Ветер дует и уносит тех, кто так же, как и я, любит этот склон, который ведет от речки Сепки к Школьной улице!
– Ветер дует и уносит тех, кто любит стадион!
Вот так, от простого – к сложному, через игры – к познаванию знакомого пространства, рождается детский туристический маршрут Секретной карты деревни Сеп. Ирина и Юля оказались в разгар жаркого июля в Сепе, с интересом изучая местные достопримечательности и красоты, а также характеры сепских детей и взрослых. В деревне они встретились с Мятным институтом: его участники уже создали собственные версии карты деревни и теперь под руководством кураторов Ильи Гришаева и Александры Бубновой, преподавателей пермской Школы дизайна «Точка», трудились над объектами, представляющими значимые места на этих картах.
Юлия и Ирина тоже создавали с детьми карту – общую карту эмоций, которые вызывают разные локации и объекты. С помощью вопросов и разноцветных стикеров удалось определить самые любимые и самые «страшные» места, а также такие, где... ничего особенного не происходит. Фаворитами оказались родник в логу Куанюк, улица Школьная, музей исчезнувших деревень, качели на деревенском стадионе, аллея, ведущая к школе…
Эмоциональная карта – часть исследования, которое ляжет в основу маршрута. С помощью игр и личных историй петербургские гости рассчитывают найти точки, в которых Сеп, знакомый сегодняшним детям, соприкасается с миром поверий и обрядов, сохранившимся в воспоминаниях их прабабушек и прадедушек.
Работа над эмоциональной картой
Все включенные в эту карту – и многие другие! – объекты Юлия и Ирина изучили лично, несколько раз пройдя в течение недели по заветным тропинкам, заглянув в тайные уголки, выслушав подробные рассказы взрослых кураторов других наших сепских маршрутов. А с нами они поделились своими первыми впечатлениями и некоторыми предварительными набросками.
– Вы в Сепе впервые. Поэтому традиционный вопрос: ваши ожидания от того, что вы увидите здесь, и реальность – они не противоречат друг другу?
Ирина Кельнер: Мы, как центр социальных инноваций, знакомы с Александром и Ольгой Юминовыми уже четвертый год, следим за тем, что они делают и что происходит в Сепе, поэтому, конечно, определенное представление уже было. Но какие-то вещи – например, новая автобусная остановка СЕП, – стали неожиданностью. И когда все видишь живьем, это производит гораздо более сильное впечатление. Мы думали, например, что едем сюда с Юлей вдвоем и встретимся здесь, помимо местного сообщества, лишь с ребятами из школы «Точка». Но, как выяснилось, сюда почти каждый день приезжает еще кто-то – художники, музыканты, путешественники… Оказывается, здесь бурная жизнь!.. У меня не такой большой опыт жизни в деревне, и поэтому мне было бы интересно побольше пообщаться с теми, кто здесь живет постоянно, понять, как они видят пространство деревни и окрестностей.
Юлия Поцелуева: Сама деревня Сеп, дома в ней в очень хорошем состоянии. Я знаю, что бывает очень по-разному. А здесь видно, что люди заботятся об этом месте. Еще есть ощущение подлинности. Приведу пример: недавно я видела спектакль по удмуртской сказке. И моя коллега, наполовину удмуртка, с которой мы вместе смотрели постановку, расстроилась, увидев ее, потому что история была сильно русифицирована. Это история о том, как лесной дух забирает девушку, и на самом деле все очень страшно заканчивается. А в постановке был финал со свадьбой… Поэтому здесь на меня очень сильное впечатление произвел мультфильм, который показал нам Александр Юминов. Мультфильм сделали сепские дети. В нем очень грамотное погружение в атмосферу: у меня прямо холодок по спине пошел… И есть ощущение бережного отношения к материалу. Оно не поверхностное, а глубокое и настоящее. И это очень ценно.
– В самой деревне вы ощутили эту глубину и «настоящесть»? Когда вас провели по маршрутам…
Юлия: Мне кажется, это через какую-то практику ощущается. То, что здесь нет ничего лубочного, уже очень ценно. Природа здесь такая, какая есть, в своей естественной красоте… И пространство клуба оформлено нейтрально, что позволяет насыщать его какими-то вещами, которые прорастают изнутри. Те же дразнилки, которые делают дети, или звуковая история, или мультфильм…Это то, что создается изнутри, и тоже подлинное. И пространство может меняться и по-разному жить.
Ирина: Оно ничего не диктует, и это здорово. Это и есть профессионализм.
– Обратимся к детскому маршруту. Он должен быть совсем другим, не таким, как взрослый?
Ирина: Взрослые, если приезжают в какое-то место туристами, обычно уже настроены на получение информации, они ждут, что им будут рассказывать истории. А игровые путеводители – это особый язык. Это такой листочек или брошюрка, которые «проводят» по месту, предлагая выполнять какие-то задания, что-то находить и при этом узнавать интересные вещи. В таком путеводителе мало текста, у него нет задачи «нашпиговать» читателя информацией. Цель в другом – вызвать интерес, пробудить исследовательский дух, дать возможность смотреть – и видеть.
Юлия: Нужно дать возможность прикоснуться к содержанию через разные ощущения, не только зрительные. Может быть, через какие-то звуки, через движение тела…
– Уже есть какие-то задумки – что может существовать в детском маршруте в деревне?
Ирина: Вместе с Екатериной Романовой мы прошлись по взрослому маршруту Куанюк, послушали истории. Хотелось бы максимально какие-то сюжеты сохранить. Но, повторю, наш язык не предполагает большого нарратива, это не экскурсия. Надо подумать, как включить в маршрут качели, стадион, ель у висячего моста, как аккуратно поговорить про святилище – куа, которое, возможно, находилось недалеко от школы… И как сделать этот материал чем-то большим, чем предания о месте, связать то, о чем мы рассказываем, с жизнью сегодняшних детей. При этом гулять с путеводителем должно быть весело. Тут еще есть, о чем подумать.
Юлия: Сейчас, в Сепе, мы должны собрать черновик. Мы поговорили с Александром Юминовым, Екатериной Романовой, Алевтиной Евгеньевной Мосовой, другими коллегами из клуба, с Верой Геоленовной Болдыревой, поняли их запрос. На некоторые точки маршрутов придется еще вернуться, чтобы проверить кое-какие предположения, покопать материал…
Но знаете, еще в чем сложность? Обычно мы работаем с семейными маршрутами, когда ребенок идет со своей семьей. А здесь задача в том, чтобы и целый класс мог пройти по маршруту. И это немного разные задачи. Даже из того, что мы сегодня увидели, когда поиграли с детьми. Есть история про красивую паутинку над водой, которую интересно сфотографировать. Или был вопрос: «Представь себя звуком, какой ты звук?» И ответ: «Я звук камушка, который падает в воду и делает бульк». По-моему, это про созерцательность – внимание к природе, месту и красоте. Но мне лично сложнее ощутить это в группе, чем когда я одна. И для детей, мне кажется, это тоже два разных состояния. Поэтому будем думать, как это сделать.
Автобусная остановка и детская версия иллюстрации к игровому маршруту
– Сеп – обычная деревня. Здесь нет каких-то древних исторических зданий, здесь не родились выдающиеся личности…
Ирина: Когда пишется маршрут для детей, не так важно, насколько известный человек жил, например, в музее-квартире. Ребенок может о нем слышать в первый раз. Мы настаиваем (и многие музеи сейчас уже разделяют такой подход), что надо говорить не столько о заслугах и достижениях, сколько о вещах, вызывающих отклик у тех, кто приходит к вам сегодня. Вот, например, в Музее Блока вряд ли получится всерьез с детьми 7-10 лет говорить о поэзии Серебряного века, но детские игры и увлечения самого Блока, или животные, которых он любил – прекрасная тема, благодаря которой потом проще будет понять стихи символистов в том числе.
В Сепе уже несколько столетий живут люди. Приезжий полюбуется видами, на которые богата деревня, удивится музею и современному клубу с гончарной мастерской и студией звукозаписи, порадуется, что почти нет заброшенных домов. Но самостоятельно вряд ли увидит «корни», благодаря которым здесь столько всего происходит, вряд ли заметит места встреч и центры внимания, важные для местных жителей. Нам бы хотелось в игровой форме, с помощью путеводителя, поделиться хотя бы некоторыми из этих «секретов», передать то отношение, которое есть у жителей к своей деревне.
В прошлом году мы запустили проект «Большая музейная прогулка» – это игровые путеводители, встроенные в чат-боты в «ВКонтакте». Там мы поработали с городским пространством. Понятно, что это Петербург, насыщенная городская среда, где можно рассказывать о чем угодно. Но нам было важно включить внимание ребенка, чтобы он прошел этот участок, например, глядя на здания и задавая вопросы: какого они цвета и почему? Какие здесь детали и почему? Что здесь было раньше и как об этом узнать?
– Получается, маршрут не только для того, чтобы получать ответы, но и чтобы рождались какие-то вопросы?
Юлия: Для нас маршрут – в первую очередь не про ответы, а про возможность ребенку самому подумать, поиграть, посмотреть на что-то с другой стороны.
Фото – Светлана Мальцева, Юлия Поцелуева, Ирина Кельнер.
Comments