Школьные группы – большая часть аудитории музеев. Как сделать, чтобы походы с классом в музей учителя не воспринимали, как дополнительную нагрузку? Обсуждали этот вопрос на встрече с Еленой Новиковой-Китаевой и Анастасией Шипициной, и в дополнение предлагаем чек-лист шагов, которые может предпринять музей в поддержку школьных учителей.
1. Обращаться к учителям адресно
Практически у каждого музея на сайте есть раздел «Посетителям», у некоторых в дополнение к нему – раздел «Детям», а в нем – подраздел «Для организованных групп». Но поставим себя на место человека, которому нужно быстро решить, когда и куда отправиться с классом, желательно – с пользой для учебной программы. Страничка «Учителям», которую можно найти в 1-2 клика, экономит время и может быть хорошим стартом.
Какую информацию там разместить? Помимо списка экскурсий и программ, доступных для школьных групп, здесь могут быть сведения о продолжительности программ и вариантах посещения классом (максимальный размер групп, варианты для ведения двух групп параллельно), контакты или формы для записи, форма для подписки на новости музея, информация о работе гардероба и кафе, варианты активностей для групп, доступные без участия музейных работников, а также всё о деятельности музея, что может оказаться ценным для педагогов, от литературы до возможности провести выездное занятие в школе.
Например, на сайте британского Музея естественной истории можно найти не только подробную информацию о доступных программах, расписании и условиях посещения, но и напоминания о том, как подготовиться к визиту и о том, как организовать безопасный визит во всех смыслах, включая санитарные: обозначено максимальное количество человек в каждом зале (каждой зоне) музея, доступны план музея и виртуальный тур, информация о том, как добраться и через какой вход направляться с классом.
Музей также создал свою подборку учебных материалов, серию виртуальных занятий и несколько онлайн-активностей: энциклопедию о динозаврах, видео о том, что можно сделать своими руками и подборку идей по сохранению биоразнообразия.
Источник: https://www.nhm.ac.uk/schools.html
2. Отдельная база адресов и рассылка по ней
Участники встречи сошлись во мнении, что рассылки не так эффективны, как личные контакты, однако не стоит забывать, что это тоже способ напомнить о себе и держать в курсе всех возможностей, которые предлагает музей. Но рассылка будет эффективной именно в том случае, когда она содержит предложения для конкретной группы. Вспомните, какие письма вы открываете, а какие – отправляете в корзину, не читая.
3. Удобный и надежный контакт с музеем
Во время онлайн-встречи коллеги посетовали, что запись на экскурсии в музее происходит через диспетчера, которому недосуг спрашивать подробности или записывать телефон для обратной связи. Хорошей альтернативой такой «односторонней» коммуникации может стать хорошо продуманная анкета записи или чат-бот: вы сможете не только контролировать расписание, предлагая свободные промежутки времени, но и узнать важные сведения о группе: возраст, количество детей, их интересы и планы учителя.
4. Сонастройка» перед посещением
В продолжение разговора, начатого в предыдущем пункте: не бывает двух одинаковых людей, а тем более – классов. Поэтому, чтобы встреча в музее прошла наиболее плодотворно, полезно понимать, что дети уже могут знать по теме посещения, а чем их здорово было бы заинтересовать, чего в рамках темы и с точки зрения взаимоотношений в классе ожидает учитель от визита, а, если программа предполагает взаимодействие в группе, какие особенности этих взаимоотношений полезно учесть. Каким бы опытным педагогом ни был музейный работник, не всегда за первые минуты знакомства можно верно оценить, какие «сюрпризы» готов преподнести тот или иной ученик.
Если есть возможность связаться с учителем до посещения, можно уточнить сведения, полученные при записи, и задать еще несколько важных для планирования встречи вопросов. Если такой возможности нет, стоит обдумать, как получить эту информацию «на старте» - удастся ли поговорить со взрослыми, сопровождающими группу, на входе и можно ли начать встречу с классом с игры-знакомства.
5. Возможности посещения без экскурсовода Не все музеи заинтересованы в том, чтобы группа приходила на экспозицию без сопровождения сотрудника музея. Это беспокойство можно понять: будет ли учитель так же точен, специалист, хорошо знающий историю каждого экспоната, не получится ли его интерпретация слишком вольной? Вместе с тем, стоит ли отказывать в посещении тем, кто вынужденно остался без экскурсоводов или тем, кто оказался рядом с музеем и решился на импровизированный визит? Не обязательно сопровождать группу лично, чтобы рассказать о музее: рабочие листы, аудиогиды, игры, интерактивные экспонаты, рассчитанные на групповое взаимодействие – у музеев есть большой набор инструментов, чтобы подарить классу увлекательное посещение.
Например, Музей коммуникации в Берне разработал множество самых разных пособий для самостоятельного исследования экспозиции, в том числе - набор игровых карточек с заданиями, которые задают вопросы к экспозиции, заставляют анализировать ее и обсуждать главную тему музея - общение.
Напомним, что о наличии всех этих активностей учителям хорошо бы знать заранее.
6. Ознакомительные туры и встречи Даже если у музея есть день свободного посещения, полезно найти время, чтобы показать экспозицию именно учителям, чтобы обозначить или обсудить ее образовательные возможности. Например, музей Альбертина в Вене устраивает как бесплатные ознакомительные туры по временным выставкам, а также по постоянной экспозиции. Кроме того, музей дает возможность учителю, который уже забронировал посещение с классом, записаться также на предварительное бесплатное посещение, чтобы подготовиться. Если выбрать время, удобное большинству учителей, работающих поблизости, действительно трудно, то организовать возможность бесплатного или льготного посещения для учителя перед походом с классом намного проще.
7. Личный контакт
Наиболее эффективный и наиболее трудозатратный способ поддерживать отношения. Визиты по окрестным школам в дни родительских собраний – хороший метод для музея, которому важно выстроить долгосрочные отношения в своем районе. Но если вам важно привлечь школьников со всего города или региона, стоит обратить внимание на конференции, семинары и другие мероприятия, которые проводятся для педагогов.
8. Межмузейные проекты, адресованные школам
Хороший пример такой инициативы – московские «Урок в музее» и «День в музее». Если в вашем регионе еще нет ресурса, агрегирующего доступные для классов занятия в музеях, возможно, пора начать договариваться с музеями и другими культурными институциями поблизости о том, чтобы его создать. Например, швейцарский Музей истории Бадена считает частью своей миссии распространение информации обо всех занятиях в сфере культуры, доступных детям и классам. И даже сделал подборку детских игровых площадок в городе.
Важно помнить, что в масштабном межмузейном проекте у вашего предложения должно быть свое «лицо» - интересная и хорошо поданная идея. Не забывайте прислать не только написанное простым языком и отражающее ключевые моменты занятия описание, но и иллюстрации – фото и видео.
9. Совместное проектирование программ Учителя лучше понимают контекст школьной программы, а у музея есть возможность «оживить» учебный материал. Экспозиция всегда дает повод исследовать сразу несколько дисциплин – можно вспомнить курс «Химия и живопись» в Русском музее или выставку-лабораторию «Искусство и химия» в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля, а можно – масштабный и смелый эксперимент Культурного института великобританского King’s College My Primary School is at the Museum (Моя школа – в музее), во время которого классы разного возраста проводили в музеях резиденции разной продолжительности, от недели до месяца, и занятия по всем предметам проходили в экспозициях.
Изначально программа может быть создана под запрос конкретного учителя или школы, однако она может оказаться востребованной и у других педагогов. Стоит подумать, по каким каналам распространять информацию о таких наработках, от предложения на сайте до «сарафанного радио».
10. Методическая и профессиональная поддержка
Музей может стать вдохновляющей средой не только для учеников, но и для самих педагогов или даже педагогических коллективов. На встрече Профессионального клуба мы говорили о педагогической лаборатории «Не/знаю как» и методической копилке по ее материалам. Этот проект Музея современного искусства ПЕРММ и сообщества педагогов и психологов «Лаб21» в первую очередь имеет целью поддержать как школьных учителей, так и других педагогов, работающих с подростками. Безусловно, такие инициативы не просто напоминают о музее и позволяют познакомиться с ним поближе, укрепляют авторитет музея и доверие к нему, но и расширяют «палитру» творческого взаимодействия класса с эскпозицией.
Аналогичную цель преследует воркшоп «Искусство и бизнес» в творческом центре Creaviva при центре Пауля Клее. Командам школьных педагогов, наряду с другими рабочими коллективами, предлагается формат творческого тимбилдинга, в котором надо вместе создавать произведение искусства и в процессе поговорить на глубокие философские темы.
Comments