Публикуем фоторепортаж Веры Ярилиной из амстердамского Worldmuseum, возникшего в результате объединения в конце 2023 года Музея тропиков, Музея народного искусства и Музея Африки.
Музей тропиков (Tropenmuseum) появился в 1864 году и прошел через все стадии колонизации и деколонизации. Об этом быстро, схематично, но доходчиво рассказывают на входе в экспозицию, сразу отвечая на все популярные вопросы.
Вот несколько ответов, по которым можно оценить, какой путь проделал музей. Часть снимков были использованы для иллюстрации интервью с Еленой Возмищевой и Юлией Поцелуевой "Чьи голоса звучат в музее?", однако мы сочли необходимым повторить их здесь, чтобы рассказ о музее получился цельным.
Почему музей больше не называется Tropenmuseum?
"С 2023 года Музей тропиков (Tropenmuseum), Музей народного искусства (Музей этнологии) и Wereldmuseum (Worldmuseum, Музей мира) носят общее имя Музея мира. Ранее Музей тропиков и Музей этнологии сформировали Национальный музей мировых культур, совместно с Музеем Африки, который закрылся в конце 2023 года.
Это название отражает нашу миссию - "вдохновлять гражданство мира" и проясняет, на что направлена наша деятельность. Музей мира исследует, что это значит - быть человеком, каковы наши связи с миром вокруг нас, и какое отношение друг к другу мы имеем".
Прошлое – это чужая страна
"Музей мира в Амстердаме изначально был создан как витрина колоний, чтобы распространить знания и рекламировать финансовые возможности, открывавшиеся в Индонезии, Суринаме и на Карибских островах. В наши дни музей рассматривает критически наследие колониализма и свою в нем роль.
Фотография представляет стереотипный образ колонии: голландцы часто изображались в позиции превосходства. Современная фотография может изменить этот образ. Например, фотографии Анук Стекети иллюстрируют сложность и противоречивость образа колониальной истории в Индонезии".
Всё, что мы здесь видим, было украдено?
"Музей получил предметы разными способами. Что-то было куплено, что-то - подарено, но иногда - украдено. Все это происходило в контексте колониального захвата, торговли, военных действий, научных проектов и миссионерской работы.
Большая часть нашей коллекции была собрана в колониальный период. Насколько сейчас известно Музею мира, те объекты, которые не были переданы добровольно, или те, что имеют значимую культурную ценность в стране происхождения, можно вернуть".
Вы когда-либо возвращали предметы из коллекций?
"Коллекция Музея мира - часть национальной коллекции. Были случаи возвращения предметов в страны происхождения. В 1985 году 4500 до-испанских черепков были возвращены в Арубу. В 2023 году 485 предметов были возвращены в Индонезию, включая так называемые сокровища Ломбока и четыре больших каменных скульптуры.
C 2019 музей занимает более активную позицию и разработал для государства Нидерландов, собственника коллекций, руководство по работе в связи с требованиями о возврате культурного наследия".
Вы демонстрируете черепа и другие человеческие останки?
"Музей принял решение убрать большинство человеческих останков из экспозиции.Они сохраняются с уважением в нашем хранилище и мы изучаем их историю с тем, чтобы потом иметь возможность передать их в страны происхождения".
"Вышивка коренных народов
Происхождение
В колониальный период вода и земля были разграблены и украдены у коренных жителей. В добавление к насилию, болезням и перемещению, они толкнулись с разрушением их знаний и традиций.
Коренные народы постепенно открывают музейные коллекции как важные архивы. Музей мира надеется послужить людям, которые хотят заново открыть или оживить знания и искусство своих предков. Например, как в случае с бисерной вышивкой в витрине".
"Статуя альпаки
Ремесло или дизайн?
Дизайн обычно выставляют в музеях искусства, в то время как ремесла относят к области этнографических музеев. Как таковой, дизайн считается высокой культурой и несправедливо преподносится как изобретение Запада. Но в чем разница между модным стулом из Милана и прекрасно оформленным сиденьем из Ганы?
Музей мира хочет использовать другой подход в различении дизайна и ремесла. Бесчисленные красивые, созданные в оригинальных техниках или минималистичные предметы из наших коллекций мы тоже расцениваем, как дизайн. Например, эту модную сумку и минималистичную скульптуру".
Музей предлагает посетителю принципиально иной способ знакомства с другими культурами и их взаимодействия друг с другом. В центре музейной экспозиции – современный человек, через историю и опыт которого рассказывают о традициях и прошлом его народа, и здесь же о том, как живут люди сейчас, с какими проблемами они сталкиваются.
Триптих тогда и теперь
"Эти рисунки изображают ход времени. Слева вы видите жизнь иннуитов в начале 1900 годов: иглу, упряжки собак. Но им на смену пришли сборные дома и фабричные склады. Снежные пейзажи кажутся теми же, но многое изменилось. Зимы стали короче, ледники тают, белые медведи и тюлени все больше сталкиваются с проблемами выживания".
Музей активно использует аудио и видеоинтервью с современными людьми, как оставшимися на своей родине, так и уехавшими. Одна из важных тем – сохранение своей культуры в постоянно меняющихся условиях или после переезда, осознание и примирение своей сложной идентичности.
"Когда море поднимается
В Тихом океане тонут острова. В Китае и Северной Африке расширяются пустыни. Тяжелые муссонные дожди в Юго-восточной Азии. Таяние льдов в Арктике. Последствия изменения климата ощущаются по всему миру.
Некоторые страны строят дамбы, чтобы сдержать поднимающееся море. Но как быть, если нет денег или недостаточно знаний, чтобы защититься от потопа? Тогда единственное решение - покинуть дом и попытаться устроить жизнь в новом месте.
Но как вы сохраните свою культуру, если ваша страна исчезнет? Этот зал представляет истории, которые люди рассказывают своим детям, и предметы, которые они сохраняют, на примере Маршалловых островов".
Тексты на выставке непривычно эмоциональны. Они вовлекают в сопереживание и кажется, что главная задача музея разрушить привычный снисходительно-восхищенный взгляд на этнографию у посетителя. Но после очередной витрины возникает ощущение, что противопоставление «колония и колонисты» осталось, просто музей в этот раз безоговорочно встал на сторону колоний. Дискуссии, которая активно идет в обществе, здесь нет места. У второй стороны нет возможности высказаться и как будто кроме этих двух сторон больше и нет никого, нет других соседей, интересов, оценок и взглядов. И музей встает на позицию не исследователя, а активиста, который защищает интересы только одной из сторон, обосновывая это тем, что она находится в более уязвимой позиции.
Палестинскую культуру представляет девушка рэпер.
Этикетка к платьям: "Палестинский шарф.
Кефие, шарф в черно-белую клетку - один из наиболее узнаваемых символов палестинской идентичности. Этот повседневный предмет одежды стал символом сопротивления, сперва - колониальному правлению Британии, затем - израильской оккупации. С 1960-х левые активисты по всему миру начали носить кефие, чтобы показать солидарность с борьбой Палестины за государство. Вифлеем, ок. 1960 г.
Белое платье.
Мотивы, вышитые на этом платье, типичны для деревень Лидда-Рамлех, которые сейчас являются территорией Израиля. Однако платье не было там произведено. В 1948 году многие деревенские жители бежали или были выселены. В лагерях беженцев, где они оказались, многие женщины продолжили вышивать в стиле региона своего происхождения. Западный берег, Палестинские территории, 1950-1970 гг.
Платье невесты. Такие платья ценны как свидетельства богатства и разнообразия культуры Палестины до установления государства Израиль. Изысканная вышивка из Байт-Дайана была знаменита. Когда в 1948 был основан Израиль, эта деревня оказалась на его территории. Упадок диаспоры прежних обитателей положил конец этим традиционным одеяниям. Байт-Дайан, бывшая Палестина, 1930-1948 гг.
Черное платье.
Черные платья с красной вышивкой являются символом палестинской идентичности, потому что они напоминают о культуре Палестины до возникновения государства Израиль. Такие платья надевают на демонстрации за права палестинцев и по случаю национальных праздников. Вышивка на одежде сочетает сюжеты из разных районов Палестины, включая Газу и Иерусалим. Это характерная манера одеваться для представительниц диаспоры. Западный берег, Палестинские территории, 1960-1970 гг".
В отличие от многих этнографических музеев, Worldmuseum не стремится показать как можно больше предметов из своей огромной коллекции. Предметы здесь совсем не главные, они иллюстрируют, дополняют тексты и вопросы, которых как раз очень много.
Посетителю все время объясняют, что стоит за красотой и мастерством. Ваш взгляд останавливается на идиллическом пейзаже и тут же этикетка «говорит»:
"Пейзажи 19-20 веков, нарисованные художниками в колониях полны клише. Они изображают идиллические сцены сельскохозяйственных работ на рисовых полях, на фоне пасущихся быков и дымящихся вулканов. Или они показывают ухоженные плантации с пальмами, на которых почти нет работников. В этом выдуманном мире нет войны, сопротивления, бедности, индустриализации. Только, пожалуй, дымящийся вулкан намекает на катастрофу и вымирающее население".
Рядом соседствуют: современные фотографии работающих на фабриках и добыче минералов мужчин и женщин, продукты, которые на этих фабриках производят, работы современных художников, рефлексирующих на тему. И везде есть ссылки на интервью с активистами, которые этой темой занимаются.
"Пальмовое масло в ботаническом саду. Ботанические сады Богора играли ключевую роль в экономической эксплуатации Индонезии. Здесь выращивали те растения, которые обеспечивали самую высокую доходность. Пальмовое масло лучший пример. В 1848 году 4 саженца пальмы привезли из Африки в Богор и на месте тропических лесов Индонезии появились огромные плантации. Пальмовое масло используется в производстве огромного количества продуктов, которыми мы пользуемся каждый день: от зубной пасты до красок. Индонезия и сейчас самый большой его производитель".
В какой-то мере сложность общественного мнения раскрывается в небольшом модуле "Когда культура твоя?", посвященном спору между популяризацией и аппроприацией чужой культуры. Здесь описываются примеры скандалов в социальных сетях, вызвавших большой резонанс, и примеры разных оценок со стороны носителей культуры: одни радуются, что про их традиции узнал весь мир, другие оскорблены неуважительным цитированием или тем, что авторы хотя бы не попросили разрешения на это. Эту дискуссию можно было бы развернуть на целую большую выставку, и действительно дать более полно высказаться как художникам, артистам, модельерам, так и представителям различных культур, с примерами работ и примерами решения конфликтов.
Но, возможно, сейчас модуль решает просто задачу проблематизации, и музей таким образом пытается донести посетителю, что культура жива, хрупка и заслуживает уважения.
Текст в экспликации: "Разделять или красть?
Приемлемо ли адаптировать элементы чужой культуры? И кто это решает? В последние годы в социальных сетях на тему культурной аппроприации регулярно разгораются дебаты. Это дискуссия о культурной аппроприации, когда заимствованные элементы чужой культуры, такие как символы, одежда, прически, танец, музыка, язык используются для ваших собственных целей или выгоды.
Культура постоянно меняется и является большим источником для вдохновения и создания чего-то нового. Но когда это происходит без должного понимания и уважения, люди могут быть обижены. Особенно, когда есть дисбаланс власти, другими словами, когда заимствующая элемент культуры группа представляет собой большинство и таким образом у нее больше власти, чем у группы, чьи проявления культуры заимствованы. Здесь вы увидите десятки примеров, которые вызвали подобные разногласия".
"Йога
Люди по всему свету широко практикуют йогу. Даже в нашем музее проходили занятия по йоге. Но практика йоги, как физических упражнений, без погружения в духовную философию Индии, иногда критикуется. В Канаде, например, крупное событие, посвященное йоге, было отменено после бурных споров. С другой стороны, индийские гуру сами заметно способствовали популяризации и распространению этой практики по всему миру.
Бинди
В Юго-восточной Азии бинди соответствует мудрому третьему глазу, или обозначает семейное положение, или его носят как защиту от сглаза. Те, кто живет в индийских диаспорах, часто чувствуют себя неловко по поводу бинди из-за колониальной истории и из-за того, что представляют меньшинство в стране проживания. Вот почему у них может вызывать болезненные переживания, когда кто-то, не индиец по происхождению, носит бинди просто чтобы круто выглядеть.
Дёнер у Донни’с
«Привет представлению о дёнере, как непритязательной еде». Так критик из голландской газеты «Хет Парул» («Лозунг») отозвался об интерьере амстердамского паба «Донни’с» в 2016. Но журналистка Ануша Нзуме привела так называемое усовершенствование блюда у Донни’с в качестве примера культурной апроприации в своей книге “Hallo Witte Mensen” («Привет, белые люди»). Она полагает, что владельцы ресторана несправедливо наживаются на том, что выводят это «недооценённое блюдо» на новый уровень.
Диснеевский костюм мауи
"Нет. Наша коричневая татуированная кожа - это не костюм". Таким был ответ на то, что компания Дисней стала продавать этот костюм. Костюм на Хеллоуинн с полинезийскими татуировками изображает персонажа Мауи из популярного мультфильма "Моана" (2016 год). При создании мультфильма студия работала с местными исследователями и музыкантами, но многие считают, что случай с костюмом - явный промах. Компания Дисней поспешно убрала костюмы из своих магазинов.
Бейонсе
Роль американской поп-звезды Бейонсе в клипе британской группы Coldplay для их хита “Hymn for the Weekend” («Гимн для Выходных») вызвала споры. Многие люди считают, что у Бейонсе нет надлежащего культурного происхождения, чтобы надевать костюм звезды Болливуда и что в клипе воспроизводятся стереотипы о культуре Индии. Другие считают это данью темнокожим женщинам в Индии".
"Искусство и «примитивизм»
В начале двадцатого века такие европейские художники, как Пабло Пикассо, Жорж Брак и Анри Матисс вдохновлялись «примитивным искусством» из Африки и Океании. Под его влиянием они отказались от стандартной практики — имитации природы, и этим заложили основы современного Западного искусства. Это порождает интересные дискуссии. К примеру, находятся ли художники, аппроприирующие элементы других культур, в привилегированной позиции?"
"Плагиат в моде В 2015 бренд KTZ создал свитер на основе одежды Ауа (Aua), одного из последних в Канаде инуитских шаманов (он на фотографии). Эта одежда, парка, которую Ауа сшил для себя сам, оформлена сакральными символами. Правнучка шамана Саломея Ауа (Salome Awa) потребовала объяснений и получила от KTZ письмо с извинениями, в котором говорилось, что бренд ценит культурное наследие. KTZ прекратили продажи свитера. Но правнучка шамана не получила никаких отчислений и его семья может только гадать, почему с ними не посоветовались заранее.
Корпорация Масаи
Большое количество различных компаний используют элементы визуальной кенийской культуры, чтобы продвигать свои продукты. Есть аксессуары в стиле «Масаи» для автомобилей, обувные компании, а дизайнер Луи Виттон выпустил коллекцию шарфов, шляп и полотенец в традиционной для «Масаи» расцветке. Представители народа масаи, 80% которых живет в бедности, заявили свои права на использование своего культурного бренда.
Головной убор
В 2012 году Victoria's Secret, крупная американская компания по производству нижнего белья, отправила на подиум модель Карли Клосс в реплике головного убора коренных американцев и в бирюзовых ювелирных украшениях. Сочетание такого важного предмета с нижним бельем вызвала бурю протеста. И, хотя компания и Клосс принесли свои извинения в Твиттере, Victoria's Secret продолжает создавать "экзотические племенные образы".
Кимоно
В 2016 году в Музее изящных искусств в Бостоне вызвала большие дебаты акция "Среда в кимоно" (Kimono Wednesday), вдохновленная картиной Клода Моне "Японка". В основном молодые американки с азиатскими корнями и белые женщины чувствовали, что переодевание людей в кимоно увековечивает расистский стереотип о культуре Азии и представляет азиатов как аутсайдеров. Более старшие американцы с японкими корнями видели в этом выражение почтения к их культуре и не испытывали проблем с тем, что люди носят кимоно".
В музее много образовательных программ для детей и молодежи, и в том числе для различных профессиональных групп, например, для полиции. Музейные педагоги любят работать с "Пирамидой привилегий", обсуждая, что помогает, а что мешает вашей жизненной траектории.
"Пирамида привилегий Какой кирпичик поможет тебе достичь вершины? Надписи на "кирпичиках" (их можно переставлять с уровня на уровень): 1 уровень сверху: белый, цисгендерный мужчина, голладнский паспорт, 2 уровень: богатые родители, говорит на голландском языке, здоров,
3 уровень: предприниматель, имеет теоретическое образование (не только прикладное - прим. ред), эмигрант, инфлюенсер (имеет влияние) 4 уровень: выращен несколькими родителями, сексуально привлекателен, светлые волосы, атеист (или получивший светское образование), с чувством юмора, веган" Уровни 5-7 - неразборчиво. Подробнее о пирамиде привилегий можно узнать на сайте ее создателя Самуэля Мунира (на английском). В экспликации к пирамиде он пишет: "Никто не одномерен. У каждого человека есть набор идентичностей, особенностей и черт характера. На протяжении истории каждый кирпичик в этой конструкции получает определенную ценность, значение и иногда даже юридические последствия. Имеет значение, например, мужчина вы или женщина, белый или темнокожий, неверующий или мусульманин, гетеросексуальны или гомосексуальны. В конечном итоге, уникальная комбинация этих кирпичиков определяет, насколько быстро и легко вы сможете достичь вершины. Вы белый мужчина? Тогда у вас лучшие шансы. Но нет ли у вас проблем со здоровьем? Тогда будет значительно сложнее.
Как вы это видите? Как вам кажется, какие из кирпичиков в этом обществе лучше всего подходят для достижения успеха? И что успех на самом деле значит для вас?"
Для детей и семейной аудитории есть увлекательная игровая выставка на тему разнообразия праздничных культур. Посетитель может выбрать один из праздников и собрать про него на выставке всю информацию: какие готовят блюда, как одеваются, какая музыка подходит и др. Если все буквы к шифру найдены правильно, то вы сможете сфотографироваться в фотокабине на память в стиле этого праздника.
Пояснения на карточках: "Пурим Пурим посвящен еврейской царице Эсфири, предотвратившей истребление еврейского народа. В переводе с персидского "пур" значит "многие", поэтому пурим иногда называют "праздником многих".
Рождество Рождество - самый известный христианский праздник. 25 октября празднуется рождение Иисуса. Слово Christmass (Рождество) образовано от слов mass (месса, празднование) и имени Jesus Christ (Иисус Христос). Рождество также праздник огней, поэтому рождественскую елку украшают свечи и гирлянды".
Сувенирный магазин музея располагается на входе в основную экспозицию. В описании товаров подчеркивается, где они были сделаны. Правда, после многочисленных проблематизирующих текстов покупать здесь что-то очень страшно, а вдруг здесь тоже был задействован рабский труд?
Фотографии из музеев Амстердама и других городов Вера публикует в телеграм-блоге "Подышать в форточку"
Comentários