В 2016 году организаторы фестиваля «Детские дни в Петербурге» впервые создали специальную музейную программу для подростков 13+ «Что я тут забыл?». С 29 октября по 20 ноября старшеклассников ждали 10 проектов «для тех, кто быстро меняется» и 5 музейных гостиных, «где можно быть самим собой».
Автор — Ксения Ремезова. Статья была написана и опубликована в онлайн-журнале по педагогике искусства Гёте-института в Санкт-Петербурге «KuBi»
Вопрос «что я тут забыл?» наверняка не раз возникал в голове у подростка, которого притащили в музей учителя или родители, обеспокоенные зависимостью тинейджера от социальных сетей и компьютерных игр. Объяснить, почему прогулка по квартирам писателей, осмотр картин или погружение в мировую историю и культуру — это увлекательные занятия, взрослые не всегда умеют. Перспективы стать «умненьким и разумненьким» едва ли достаточно, чтобы подросток согласился на поход в музей вместо свободного дня без школы и своих увлечений. Однако организаторы «Детских дней в Петербурге» нашли ключ к тому, чтобы старшеклассник пришёл в музей и с удовольствием «зависнул» в нём. Для фестиваля составили программу познавательно-развлекательных игр, лекций, экскурсий и мастер-классов, темы которых пересекались с интересами современных юношей и девушек: можно было наговориться о том, что волнует. Так организаторы превратили девять петербургских музеев в дружественную площадку для юношеского самовыражения, обмена идеями, опытом и мечтами. Подросткам оставалось лишь выбрать место для досуга по душе.
«Перспективы стать "умненьким и разумненьким" едва ли достаточно, чтобы подросток согласился на поход в музей вместо свободного дня без школы и своих увлечений».
В Молодёжном центре Государственного Эрмитажа старшеклассникам предлагали изучить коллекцию С.И. Щукина и И.А. Морозова и воплотить проект «Speed-dating с картиной». Те, кто откликнулся, два месяца занимались с координаторами образовательных программ Елизаветой Калужской, Дарьей Болдыревой, Екатериной Бычковой и старшим научным сотрудником Натальей Борисовной Дёминой, чтобы специально на «Детских днях» устроить ровесникам «блиц-свидания» с искусством. Ведущие свиданий должны были расположить зрителя к конкретной картине, придумав для неё пятиминутный монолог и перформанс.
Ребята рассказали, что задания давались нелегко, но они справились и преодолели страх публичного выступления, неуверенность в том, что их история или эмоция «не зацепит» слушателя. Лиза, автор монолога картины Альбера Марке «Модистки», поделилась, что если бы не эрмитажный проект, она «не стала бы ораторствовать перед незнакомыми людьми». Для «блиц-свиданий» девушка написала стихотворение и прочла его зрителям. Сашу, вторую участницу, проект научил тому, что передать впечатления от художественного произведения можно почти без слов. У «Композиции с черепом» Пабло Пикассо девушка включила запись музыкальной репетиции своего приятеля, чтобы зрители почувствовали «как музыка и картина объединяются в одно <…>, и как будто создаются вместе».
Старательно продуманная молодыми людьми прогулка по музею совсем не располагала к привычному пассивному, абстрагированному слушанию и смотрению. Напротив, она настраивала на активное, вовлечённое восприятие искусства. Участникам проекта "Speed-dating" удалось показать сверстникам, что в веренице имён, фактов и готовых интерпретаций всегда найдётся место для своих мыслей об искусстве и нестандартное решение, как поделиться ими с другими людьми.
Для неравнодушных к гаджетам в Музее истории фотографии методист, экскурсовод Анна Белова и фотограф, кинооператор Ася Копичникова запустили медиапроект "Selfie". В рамках проекта подростки из общеобразовательных школ и интерната для детей с нарушением слуха и речи вместе с девушками и приглашёнными профессионалами осваивали фото, видео- и аудиодраматургию и разбирались с тем, что такое селфи. Благодаря занятиям у ребят появились идеи для творческих экспериментов с современными устройствами и технологиями и, главное, сформировалось новое отношение к селфи. Оказалось, что селфи – не просто самофотографирование в силу привычки или желания «быть в теме», а способ рассказать историю о себе, выйдя за рамки картинки в телефоне и планшете. Убедиться в этом ребята предлагали на итоговой выставке «Будем говорить в стол».
«Оказалось, что селфи – не просто самофотографирование в силу привычки или желания «быть в теме», а способ рассказать историю о себе...».
Для выставки подготовили столы с фото/видео селфи, письмами или аудиопосланиями и объектами, которые помогали зрителю познакомиться с каждым участником проекта. Например, Шведова Марина создала лабораторию эмоций и расставила на столе склянки с надписями «страх», «верность», «любовь», «дружба», «сила воли», «эгоизм», «трусость» и емкостями с водой. В письме, адресованном гостям музея, девушка предлагала набрать в шприц жидкость и вылить её в один из пузырьков. Так Марина хотела лучше узнать заглянувших в лабораторию и помочь им без стеснения выделить личные достоинства, недостатки и чувства. Сама же Марина призналась в письме, что ей «страшно остаться одной <…>, нужно общение», а выставка — один из способов найти собеседника, впустить людей в свою жизнь и сделать её полнее.
Другой девушке, Паниной Маше, было важно рассказать о любви к яблокам и яблочных фантазиях. Маша использовала круглый стол со сквозным отверстием в центре, на котором оставила любимые фрукты и планшет с селфи и аудиопосланием. Девушка приглашала зрителей залезть внутрь стола и представить, что они смотрят на мир её глазами: «Я люблю яблоки и ем их с косточками. Потом я представляю, как внутри меня растет дерево с плодами. У каждого своё дерево с плодами — кислыми и сладкими. У кого-то яблоки свежие, у кого-то с гнилыми пятнышками, а бывает, что и вовсе все яблоки сгнившие. Это страшно». Творческий способ самопрезентации и искренность ребят откликались внутреннему миру сверстников, посетивших выставку. Они увидели, что когда в живом общении трудно рассказать о чём-то сокровенном, можно «поговорить в стол», и тебя услышат.
Особое место в фестивальной программе 13+ занимали музейные гостиные — территории подростка, где остаются наедине или с друзьями, слушают музыку, рисуют, читают книги или пьют чай. Благодаря таким зонам отдыха, организаторы помогали молодым людям не воспринимать поход в музей как навязанное и скучное скитание, от которого болят ноги и рябит в глазах. Получив свободу заниматься своими делами в музее, подростки охотнее интересовались занятиями для умственной и креативной подзарядки. Например, встречами с художниками, режиссёрами театра, дизайнерами, писателями и просто открытыми к общению взрослыми. У гостей не было установки поучать старшеклассников, поэтому они без труда находили общий язык с молодыми людьми, и общение строилось на диалоге и внимательном отношении к каждому. Говорили в гостиных на самые разные темы. В гостиной музея-квартиры Александра Блока старшеклассники, которые мечтают рисовать комиксы, узнавали о профессиональных секретах художника-комиксиста и придумывали историю «я в ч/б». В гостиной Фонда художника Михаила Шемякина молодые люди беседовали о моде, выясняли, может ли одежда рассказать об индивидуальности, и как дать старым, ненужным или «не модным» вещам «новую жизнь». В Главном штабе Эрмитажа – размышляли, спорили и делились мыслями на спектакле Александра Савчука «Гамлет-гаджет» (театр Lusores). Также интерес вызвали встречи с творческими специалистами компании «Аскрин», беседовавшими на очень разные темы – от дизайна до кураторства.
Книголюбов порадовали библиотечные уголки, приютившиеся во всех гостиных 13+, и вечер в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Подростки услышали о новинке издательского дома «Самокат» – книге греческой писательницы Алки Зеи «Леопард за стеклом» о двух сестрах, Мирто и Мелии, которые оказались свидетелями смены политического режима и установления в Греции диктатуры 4 августа 1936 года. Чтобы разжечь искру любопытства, ведущие встречи сознательно не пересказывали содержание произведения. Они предложили поразмышлять, как при помощи книги читатель воспринимает то, что связано с политикой, и как при чтении работает ассоциативное и образное мышление. Для этого следовало забыть определение из учебника и в трёх-пяти словах охарактеризовать понятия демократии и диктатуры, с которыми внезапно пришлось столкнуться героям книги Алки Зеи. К каждому понятию старшеклассникам удалось подобрать ёмкие сильные слова, а из коллективного обсуждения ассоциаций было видно, что подростков волнует нравственная сторона исторических событий. После дискуссии старшеклассники вместе с иллюстратором книги Олесей Гонсеровской при помощи чёрной и белой краски визуализировали эмоцию, настроение или конкретный образ, связанные в их представлении с понятиями демократии и диктатуры. Маша, участница встречи, сделала абстрактный рисунок, просто водя кисточкой по листу бумаги. Девушка объяснила, что «свобода – главный признак демократии, а значит рука и кисточка не ограничены ни в движении, ни в выборе следа, который они хотят оставить на листе».
Остаётся добавить, что XII фестиваль, без сомнения, запомнится старшеклассникам. Программа «Что я тут забыл?» открыла новые возможности для познания, творчества и общения, а значит подросткам захочется вернуться в музей. Главное, чтобы организаторы и взрослые участники фестиваля не теряли вдохновение и продолжали создавать такие же «классные» молодёжные проекты и для «Детских дней», и для других культурных событий города.
Юлия Поцелуева (директор по развитию фестиваля «Детские дни в Петербурге»):
В предыдущие годы аудитория от 13 до 15 лет попадала в основную и параллельную программы фестиваля: для них, как и для детей, создавались маршрутные листы и придумывались отдельные музейные проекты. Однако мы понимали, что подростки идут в музеи менее охотно. С 2014 года мы запустили лабораторию «Подростки – музеям, музеи – подросткам», где в экспериментальном режиме пытались понять, какой формат будет ближе тинейджерам. В этом году мы впервые перешли от эксперимента для небольшой группы к программе для широкой аудитории.
При подготовке программы мы провели специальный семинар для музеев-участников с приглашёнными экспертами (подростковым психологом Анастасией Жуковой и театральным педагогом, драматургом Натальей Боренко), где предложили музейным педагогам поставить себя на место подростка.
Анастасия Жукова обратила наше внимание на то, что подросткам очень не хватает общественного пространства, где не обязательно что-то делать, а можно просто побыть. Так родилась идея музейных гостиных. Музей обладает ценным ресурсом – вызывает доверие родителей, а также имеет возможность создать для подростка безопасную со всех точек зрения обстановку. И это позволяет выйти на совсем новый уровень свободы. Тебя ждут, с тобой готовы общаться (в каждой гостиной была своя хозяйка – сотрудник фестиваля), но тебе ничего не навязывают, ты можешь сам выбирать, чем заняться. Приглашая ведущих встреч и мастер-классов, мы звали людей, готовых быть с подростками «на одной волне», делиться опытом и общаться в режиме диалога, а не лекции.
И сами подростки, и родители оценили открытый формат, вот один из отзывов родителей: «Старший сын приходит такой довольный, что ему завидуют и младшие дети, и мы, родители! Довольно замкнутый и требовательный к себе и другим подросток сам один едет к незнакомым людям, в разные места, потому что после первой же встречи стал доверять вам!»
Ценно, что многие музеи вовлекли в процесс создания, подготовки и реализации программ самих подростков. Кроме Молодежного центра Эрмитажа и Музея истории фотографии подростки оказались вовлечены в процесс подготовки программы в Музейном центре "Новая ферма музея-заповедника «Петергоф», приняли участие в фокус-группе в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме и проводили футуристический ролевой квест "SLOV.NET" в Музее истории религии.
Юлия Мацкевич (координатор фестиваля «Детские дни в Петербурге»):
Реализация подростковой программы показала, как много тонких моментов существует в этом деле. И главный из них – это роль человека, который непосредственно общается с подростками.
Можно как угодно комфортно, дизайнерски привлекательно обустроить само пространство гостиной. Но если подросток не почувствует к себе человеческого внимания (при этом ненавязчивого – назойливость в общении отпугнет ещё больше), ему не будет уютно даже на самом мягком бин-беге с самой интересной книжкой или настольной игрой! Огромная ответственность лежала на наших «хозяйках гостиных» – молодых девушках, которые были в полном смысле хранительницами музейно-подросткового очага. Нам повезло – подавляющее большинство из них были искренне заинтересованы в общении с ребятами, умели выстроить с ними разговор не как с детьми, а как с личностями, «юными взрослыми». И, судя по тому, что многие тинейджеры, приходя в определённый день к определённому времени на мероприятие в гостиной, оставались там ещё на пару-тройку часов, или возвращались в другой день, они получали возможность побыть рядом с тем самым «третьим» (ресурсным, как говорят психологи) взрослым, в котором нуждались.
Анна Белова (сотрудник Музея истории фотографии, один из кураторов проекта "Selfie"):
Одной из особенностей проекта "Selfie" было то, что в нём совместно работали ребята из обычных школ и ребята с нарушениями слуха и речи. Нашей задачей, таким образом, было создать в каждом блоке занятий такую активность, которая бы вовлекала ребят из обеих групп и способствовала их диалогу. Нельзя сказать, что все дружно объединились. Для одних ребят барьер остался, другие смогли его преодолеть. Но, как говорили сами участники начиная со второй недели тренингов: «Мы все становимся ближе». Нам повезло, что в группе из обычных школ были две девочки, которые изучали жестовый язык, о чём мы узнали, уже начав занятия.
Ещё одной особенностью наших уроков было то, что лексический запас ребят из интерната ограничен, и нам нужно было давать сложные теоретические понятия простым языком, но таким образом, чтобы слышащие ребята не заскучали. Здесь многое зависело от сурдопереводчика. Его задача заключалась не только в том, чтобы дать точный перевод, но и в том, чтобы попутно объяснить слабослышащим ребятам новые слова.
Мысль воплотить идею селфи через столы подсказал художник Никита Сазонов, которого мы пригласили помочь в оформлении выставки. Вопрос состоял в том, как именно показывать медиаработы ребят: фотографии, видео, аудиотреки. Так как подросток много времени проводит за письменным столом, мы решили, что стол – идеальная площадка для наполнения мыслями, чувствами, желаниями, то есть своим миром, который и раскрывали медиаработы. Также медиа можно было дополнить вполне физическими предметами, а значит сделать послание более понятным.
Алевтина Крупнова (педагог аудиоблока в проекте "Selfie"):
Проект как таковой был неким экспериментом, так как подобной задачи – изучение селфи через инструменты аудио, фото и видео, да с точки зрения подростка – ещё никто перед собой не ставил. Очень важно было, работая в проектной команде, осознавать особенность этой истории, которая давала богатое поле для самопознания и развития. Soundselfie я делала впервые, и родилось это понятие как раз на основе этого проекта. Думаю, что впереди будет ещё много интересного и важного!
Comments