Top.Mail.Ru
v-lesu-rosla-igrushka
top of page

Выставка-мастерская деревянной игрушки «В лесу росла игрушка»

Авторы проекта, название организации
Музей-заповедник «Царицыно».

Авторы выставки:
Вера Ярилина — куратор по работе с семейной аудиторией музея-заповедника «Царицыно», руководитель направления «Детское Царицыно», детский психолог;
Дарья Колпашникова — кандидат искусствоведения, куратор выставок, в которых соединяется современное и традиционное искусство.
Дизайн проекта: архитекторы Асс.

Партнеры проекта
Музей старинных столярных инструментов, компания «Rubankov».

Цель (цели)
Мы продолжаем искать форматы для разговора о декоративно-прикладном искусстве, которые бы подходили как детям, так и взрослым, и при этом содержательно раскрывали бы саму тему.

Короткое описание проекта
Выставка-мастерская «В лесу росла игрушка» — второй проект музея-заповедника «Царицына», посвященный традиционной игрушке и миру детства. На этот раз главный герой выставки — дерево. Выставка необычная: игрушки растут прямо на деревьях, в березовой роще звучит гулкий голос игрушечного филина, на опушке леса стоит большая машинка и домик с расписной мебелью, а на полянке крутится под музыку карусель. Все сделано для игры и самостоятельного исследования пространства выставки посетителями разного возраста.

В чем была Ваша мотивация? Почему Вам было интересно взяться за этот
проект?
Детское Царицыно для меня всегда было направлением, которое очень сложно зафиксировать в рамках привычной музейной структуры. Дети не приходят в музей одни, а значит мы должны позаботиться о том, чтобы и взрослому, и ребенку (неважно, какого возраста) было интересно, понятно, комфортно, сытно и хотелось вернуться еще. Над этой задачей нужно работать всем подразделениям музея: здесь и музейная педагогика, и отдел мероприятий, выставочный, коммерческий, концертный, пиар отделы, инженерно-технические службы. Со всеми нужно встречаться и проговаривать потребности и интересы аудитории. И, как уже показала практика, хорошим поводом для этого всегда становится выставочный проект. Это возможность обсудить на общем методсовете идеи и принципы инклюзии, которые важно учитывать на самом деле в любом проекте; пересмотреть фирменный стиль, навигацию, разработать линейку детских сувениров, привлечь внимание к проблемам аудитории и получить на все это ресурсы. У нас уже был хороший опыт работы над выставочным проектом «Зачем ребенку медведь?», когда объединились кураторы из научного, выставочного и образовательного отделов. Это позволило открыть не только выставку, но и создать экспериментальное направление по работе с детьми дошкольного возраста. Одной из целей нового проекта была работа над фирменным стилем Детского Царицына и создание линейки сувенирной продукции. Многолетняя выставка деревянной игрушки с активной параллельной программой создавала хороший повод для контактов с мастерами и толчок для этой работы. Музей стал победителем конкурса Фонда В. Потанина «Креативный музей» и сейчас мы находимся на стадии реализации проекта.

Кому адресован проект?
Не только возраст, но и сфера интересов, характер, где живут, каким составом приходят в музей, с какими потребностями и т. п. Выставка про игрушку не означает автоматически, что это выставка для детей. Но показывать игрушки просто в витринах — это как будто бы немного испытание посетителя. С игрушкой естественно играть, а не смотреть на нее, сложа руки за спиной. Поэтому на выставке много игровых модулей, которые дублируют принципы движения огородских игрушек, приглашают к игре и общению. В качестве демонстрационных игрушек мы заказывали реплики игрушек и волчков, которые можно рассмотреть, запустить, поиграть. Взрослые и дети в этом поле оказываются на равных. Папе точно так же интересно запустить кубарь и подстегнуть его плеткой, как и его семилетнему сыну. Мы понимаем, что значительная часть нашей аудитории — это местные жители и жители южного Подмосковья. В этом году на длительный период закрылись большое количество станций метро и это стало еще более очевидно. Кроме того, мы давно фиксируем, что в будни к нам с удовольствием приходят дошкольники с родителями, а в выходные семьи с детьми разного возраста, причем папы занимают активную позицию во время программ и просто знакомства с выставкой. Чуть прохладнее встречают выставку подростки, которые стараются держаться подальше от детского контекста. Но это до тех пор, пока они не попали под магию крутящихся волчков и не взяли в руки острый богородский нож во время мастерской. Для ценителей и профессионалов мы показываем редкие предметы и предлагаем послушать аудиогид, записанный с участием мастеров, коллекционеров и кураторов выставки. В рамках выставки идет большая событийная программа, рассчитанная как на семейную аудиторию, так и на взрослых самостоятельных посетителей: занятия, мастер-классы с резчиками и художниками, концерты, лекции о деревянной архитектуре и народных промыслах.

Какую проблему (не музея, а посетителей или общества) решает проект?
Мы замечаем, что посещение музея всей семьей постепенно становится устойчивым трендом. Родители активнее пользуются агрегаторами событий в социальных сетях, интересуются оригинальными и получившими хорошие рекомендации мероприятиями. Для этой группы посетителей «В лесу росла игрушка» — новинка с интересной параллельной программой, где прежде всего папы чувствуют себя очень включенными и компетентными. Но кроме постоянных и уже подготовленных посетителей есть большое количество родителей, которые только начинают посещать музеи. Они часто чувствуют себя неловко, опасаются, что ребенок может вести себя шумно и получить замечание, не имеют опыта взаимодействия на выставке. На выставке они считывают, что это пространство дружелюбно к детям, здесь можно играть, собирать из природных материалов объекты. Это неторопливый, спокойный и при этом совместный досуг. Многие посетители описывают это пространство как «убежище». Действительно, выставка оказалась как будто параллельным миром с зачарованным лесом.

Как проект работает с темой музея, что в ней раскрывает?
В этом проекте нам удалось связать два важных направления работы музея — декоративно-прикладное искусство и заповедник. В нашем случае ценные трехсотлетние экспонаты хранятся не только в фондах, но и растут под окнами музея. Специалисты бюро «Архитекторы Асса» придумали, как вырастить практически настоящий лес на втором этаже Хлебного дома и тем самым подчеркнуть особенности материала, из которого сделаны игрушки. Нам показалось уместным воспользоваться этим поводом и связать лес «игрушечный» и лес «настоящий». Мы придумали аудиопрогулку, которая ведет от метро Орехово к входу в музей. Пройдя по укромной дорожке, посетитель встречается с разными деревьями, каждое из которых рассказывает свою историю. Голоса деревьям, кстати, подарили сотрудники музея. Этот маршрут плавно готовит посетителя к встрече с выставкой.

Опишите проект глазами посетителя: зачем он приходит, что видит и делает, какой опыт и какие впечатления получает?
Первое, что чувствует посетитель на выставке — это запах дерева. Признаемся, что это был незапланированный, но очень приятный эффект. На ветвях деревьев сидят птички свистульки, на опушке стоит домик, в окошко которого нужно обязательно заглянуть и попробовать догадаться, кто в нем живет. Может быть это пильщики или лесорубы, которые без устали работают неподалеку? На поляне в это время развернулся веселый праздник, здесь собрались нарядные барышни и кавалеры из знаменитых центров игрушек Нижнего Новгорода, Городца и Сергиева Посада, крутится карусель, светятся гирлянды и как будто даже слышится музыка.

Второй зал — мастерская, посвящен токарной игрушке и способам обработки дерева. В центре длинный стол, за которым можно поработать самостоятельно, собрать из природных материалов свою игрушку. Здесь можно посмотреть на записи того, как ловко мастера вытачивают форму для матрешки, а затем ее расписывают. Руки руководителя московской Столярной Школы Rubankov Ивана Бочкова вы увидите в коротких видеороликах, поясняющих, как работают различными инструментами. Смотрители предложат поиграть с копиями музейных экспонатов, разобраться в их устройстве. Здесь же можно поработать с тремя разными путеводителями — для малышей, для школьников и для дошкольников.
Совсем скоро, в апреле 2023 году у выставки появится третий зал — «Парк», он будет посвящён рукотворным лесам, которые окружают нас в городах, и населяющих их животных. Здесь будут проходить музейно-образовательные программы, спектакли для детей, а также временные выставки с работами современных художников и мастеров. Для детей до 3 лет музейные педагоги подготовили музыкальную программу «Потешный день», для дошкольников — сказочную программу «Жили-были» с деревянными игрушками современных мастеров. Для школьников и взрослых есть интерактивная экскурсия, где можно научиться запускать волчки со всего света.

Как именно выбранный формат помогает решить заявленную выше проблему,
выполнить поставленные задачи?
Для музея формат, предполагающий активное вовлечение действующих современных мастеров, создает возможности для пополнения фондов, создания новых партнерств как в научном направлении работы, так и в коммерческом — появляются новые сувениры, которые хорошо продаются, потому что дети играют в похожие игрушки на выставке.

Результаты проекта: цифры, отзывы, какие изменения произошли благодаря
проекту /в музее /в жизни аудитории
Вернисаж выставки прошел в формате двухдневного семейного фестиваля со спектаклями, мастерскими и музыкальными программами. Это позволило пригласить большое количество блогеров и активных родителей (200 человек были на открытии), которые с радостью делились информацией о новой выставке в социальных сетях и тем самым помогли распространить эту новость.
В этот раз получилось вовлечь смотрителей и администраторов в работу с посетителями. На выставке есть реплики игрушек, с которыми смотрители предлагают поиграть посетителям и природные материалы, из которых можно создавать свои собственные игрушки и объекты. Сотрудники музея так втянулись в эту «игру» с посетителями, что сами организовали сбор орехов, шишек, деревянных заготовок. А вся книга отзывов заполнена благодарностями смотрителям, а не создателям выставки.

Как Вам кажется, как можно использовать этот формат в других музеях?
— придумывать «подводку» к выставке или музею
— создавать пространство для партнерств и экспериментов
— привлекать к созданию выставки специалистов из разных отделов
— ставить посетителя в центр внимания и делать его соучастником

Что оказалось самым сложным, что следует учесть?
В этот раз мы делали выставку с помощью небольшого количества экспонатов.
Намеренно создавая интерактивные зоны, которые бы приглашали посетителей к взаимодействию и рассматриванию предметов. Но такой подход хорошо работает для активных посетителей. Те же, кому более комфортно и понятно просто смотреть, а не взаимодействовать, быстро уходят, как будто бы даже чувствуя дискомфорт от того, что они не соответствуют нашим ожиданиям. Но, возможно, это мои фантазии)).

Что бы Вы сделали по-другому, учитывая опыт реализации?
Пока мне не хочется ничего переделывать. Мне нравится, что проект не кажется законченным, он сам все время предлагает какие-то новые возможности, партнерства и смысловые повороты.

Что считаете самыми важными достижениями проекта?
Борьбу с выгоранием и рутиной.
Мы смогли провести два интересных и вдохновляющих эксперимента и оба оказались успешными.
Специально для выставки совместно с театром «Кит» мы придумали театрализованную экскурсию с деревянной куклой марионеткой, которая вместе с детьми слушает рассказ ведущего про игрушку, задает вопросы, шутит, играет с ребятами, а затем проводит мастер-класс по шарнирной кукле. Такая программа оказалась попаданием с одной стороны в малышей, которые воспринимают ожившего деревянного мальчика как волшебство. А с другой стороны интересная, сложная мастерская завораживает родителей, которые активно включаются в процесс.
В формате лаборатории совместно с постоянными посетителями Детского Царицына, фольклорным сообществом «Под облаками» и театральным проектом «Мамин театр» мы подготовили новогоднее представление для выставки. Сценарий был разработан с нуля, общими усилиями. Проводили представление не профессиональные актеры, а родители. Это был очень трогательный опыт, который позволил посмотреть на формат новогодних представлений со всех сторон: что думают фольклористы про Деда Мороза, актеры бэби-спектаклей про зрителей, а посетители про музейные программы. Мы показали 5 спектаклей всего для 100 зрителей и хотим теперь продолжить этот опыт.

Ссылки: где подробнее можно почитать о проекте / посмотреть видео и т.д.
https://tsaritsyno-museum.ru/events/exhibitions/p/v-lesu-rosla-igrushka/

bottom of page