top of page

Айхыс Тюньдешева: «Старинное платье когенек украсит любую фигуру»

Когда хочется праздника, приручить ветер, порадоваться дождю или солнцу — мы надеваем платья... Когда и где впервые появился такой предмет гардероба для девочек — сказать сложно. Бесспорно одно: платья шьют и носят повсюду, а в культуре каждого народа каким-то образом сформировался особый стиль и собственный продуманный веками крой повседневного женского платья. Словно некий архаичный стилист, задолго до Коко Шанель и Карла Лагерфельда, придумал для каждого из народов универсальный силуэт и украсил его замысловатыми орнаментами. Неизвестно, где черпал он вдохновение и подсматривал технологии, но струящиеся складки совершенно не стесняли движений давних «принцесс», а затейливые узоры гнали прочь злые силы и завистливые мысли недоброжелателей. Время изменило многое в народном костюме, однако основные детали остались неизменными. До сих пор прорываются они в современную моду, именуя себя то бохо-стилем, то этническими традициями. Русская епанечка, цыганское расклешённое солнце, хантыйские воланы то исчезнут на долгие десятилетия, то вдруг заявят о себе: мол, держи свой фасон, женщина!

В хакасских степях кочевницы тоже наряжались по-особенному. «Качинские инородки щеголяют своими вышивками шёлком с оригинальным орнаментом на различных принадлежностях костюма — наплечниках, рукавицах, на спине верхнего платья, карманах мужских штанов, кисетах для табака, даже обуви...» — писал в 1904-м году этнограф А.В.Адрианов в своей работе «Очерки Минусинского края».

Задолго до Адрианова оценить шик ярких нарядов степных кочевниц успели участники экспедиций Даниэля Готлиба Мессершмидта, Герарда Фридриха Миллера и Петра Симона Паласа. Известный художник Василий Суриков также неоднократно обращался к образу хакасской женщины в национальном платье. Существует ряд исследований, посвящённых хакасскому платью, среди которых выделяется труд этнографа Юлии Шибаевой. Яркие платья из китайских тканей, украшенные вышивкой, монетами, кораллами и перламутром, завезёнными в здешние степи торговцами, одинаково поражали воображение мужчин и степных духов. Когда красотка, или как их здесь называли «абахай», скакала в степь на лошади, или хлопотала по хозяйству у юрты, наряд её оставался безупречным: ведь всё в костюме кочевницы было продумано вековым опытом её предков.

Сегодняшний наш разговор с мастерицей из Хакасии Айхыс-Александрой Аркадьевной Тюньдешевой пойдёт о давних технологиях и современном стиле. Айхыс Аркадьевна изготавливает традиционное хакасское платье сравнительно недавно, но с детства знакома с обычаями своего народа. Мастерице чаще поступают заказы на стилизованные платья из фатина для свадьбы и на удивительные толстовки с хакасской вышивкой из футера. Однако традиционное повседневное платье — особая тема.

— Расскажите, какое оно — традиционное хакасское платье когенек. Правда ли, что особый покрой, позволяет девушке в одно мгновение превратиться в наездницу?

— Действительно, благодаря свободному крою, а в древности на пошив хакасского платья уходило от 7 до 10 метров ткани, в нём удобно скакать на лошади. Лошадь при этом немножко укрыта подолом, ведь сзади он заметно длиннее, чем впереди. Когенек кроится так, что ничего лишнего не должно остаться и хорошо сидит на любой фигуре. Полной, высокой, стройной или пожилой женщине в нём одинаково комфортно. Широкий подол хозяйки приподнимали и подвязывали, только когда занимались домашними делами. Постоянно пояс у хакасов носили вдовы. Замужние женщины обязательно надевали поверх платья сигедек — длинный, приталенный жилет без рукавов. Без сигедека им не разрешалось заходить в юрту к родственникам мужа или появиться перед его родителями. Девушки, которые не замужем, сигедек не носили. Носили просто платье.

— Основной декоративный элемент хакасского платья — вышитые наплечники и манжеты. Эти плотные детали держат множество мелких складок у горловины. Наверняка, складки собирались каким-то особым образом, ведь платья из музейных фондов выглядят летящими, а работа совсем не выглядит грубо.

— На старинных платьях очень мелкие складочки. Собираются они вручную, как это делается, проще показать, чем объяснить. Под плечевой сборкой на рукаве делали особый оберег: с обратной стороны под сборку подкладывали ткань, а поверх вышивали орнамент. Начав шить традиционные платья, я поняла и практичную сторону такого способа: орнамент удобнее накладывать, если под сборочкой — ткань, которую мастерицы называют обережной.

— Хакасское платье украшает несколько совершенно разных видов декоративной отделки: Орнамент под сборкой на рукаве, цветной шнур на воротнике и подоле. Но самый заметный элемент — вышитые наплечники и манжеты.

— Погоны и манжеты традиционного хакасского платья обязательно украшены вышивкой. В старину по вышивке можно было определить из какого девушка района, ведь в каждой местности мастерицы привносили в узор собственные элементы. Как правило, вышивала девушка самостоятельно, а женихи и их родня присматривались, насколько умелая она мастерица. Наверняка, уровень мастерства позволял сделать первоначальное заключение о вкусе избранницы, её аккуратности и даже характере. Что касается вышивки, то наши соседи тувинцы, к примеру, совсем её не используют. У них вся отделка состоит из цветных шёлковых полосок сутажом. В костюме алтайцев вышивки тоже совсем немного. Обилие вышитых элементов встречается у татар, так вот кызыльский орнамент хакасов сильно похож на татарский. Кызыльцы живут севернее качинцев, в Орджоникидзевском и Ширинском районах. Возможно кто-то из них ездил, роднился или брал в жёны татарку. И она, скажем, могла носить своё и вышивать по-другому. Когда я начала изучать наши хакасские орнаменты, поняла, что они совершенно не похожи. Мой муж кызылец, а я — качинка. Наши орнаменты сильно отличаются.

Во время обучения доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и народной художественной культуры Института искусств ФГПУ ВО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова» Оксана Вячеславовна Киштеева показывала старинные орнаменты из фондов госуниверситета. Хорошо прослеживается, как видоизменяются со временем наши орнаменты. Каждая мастерица вносит свой почерк, её ученицы добавляют ещё что-то своё. Старинные орнаменты очень красивые, очень интересные, но они более упрощённые. В древнем орнаменте больше используются корни, веточки, там не встретишь цветов или ягод. Там нет таких реалистичных цветов, как, скажем сейчас, когда мастерица и черёмуху может изобразить, и реальные большие цветы, розетки георгина... Поэтому сама я сейчас хочу взять за основу старинный орнамент и уже от него отталкиваться.

— Действительно, о старинных техниках вышивки можно целое исследование написать. Например, хакасские шубы с вышивкой на спине, рассказывают, даже на лето в юрте укладывали так, чтобы эта вышивка была видна, а шуба из одежды превращалась в предмет интерьера...

— Такая отделка на хакасских шубах и пальто называется прат. Его сложно делать. Там очень интересная техника, где нужна тонкая, но крепкая игла. Я даже средней иглой не могу сделать так аккуратно, как это получалось у наших бабушек. Говорят, неподалёку от нас была высоко развита металлургия, хорошие иглы были доступны, поэтому здесь много и вышивали. Без хорошего инструмента невозможно было бы ничего подобного сделать.

— Вернёмся к платью. Почему на плечах с манжетами и на подоле — разная декоративная отделка. Ведь было бы понятнее, если б эти элементы перекликались.

— Даже сегодня, когда на традиционное платье уходит не 7, а три метра ткани (две ширины по 1,5 метра), получится очень большой объём вышивки. Поэтому подол хакасского платья утяжеляли широкой лентой и украшали цветным шёлковым шнуром — сутажем.

— Тогда конечно, логично украсить сутажем и воротник. Слышала мнение, будто отложной воротник хакасы заимствовали у русских. Но там ведь совсем другая форма.

— Действительно, у народов, которые живут поблизости, такого воротника, как у хакасов, я не встречала. Хотя в современной европейской моде похожие элементы встречаются. Но отложной воротник — не единственный вариант, на многих хакасских платьях я видела воротник-стоечку, похожую на монгольскую. Хакасы обязательно пришивали на воротник крупную пуговицу, которая тоже считалась оберегом.

— Ещё одна удивительная деталь хакасского платья — карман в пройме под широким рукавом. Вы его делаете в своих моделях?

— Нет, не делаю. У одной моей бабушки он был. У другой — не было.

— То есть вы реально видели такие платья. Так что же хранили в таком кармашке? Очередной оберег?

— Платье с карманом это уже более практичный вариант. Если он там будет, найдётся что туда положить, и этого будет совсем не заметно: платье ведь широкое.

На мою просьбу показать коллекцию национальных платьев мастерица лишь разводит руками: изделия в мастерской не задерживаются. Вот разве что незаконченной вышивкой будущих манжет можно полюбоваться...

Приезжему туристу тоже сложно приобрести национальное хакасское платье, несмотря на то, что в Хакасии работает множество мастериц, изготавливающих повседневное платье наездницы, кочевницы и хозяйки юрты. Делают это исключительно на заказ, для представителей коренной национальности, а при пошиве учитывают не только архаичные конструктивные особенности, но и определённые сакральные элементы.

Уникальный покрой и особая декоративная отделка привлекают внимание представителей креативных индустрий и бизнеса Хакасии. Некоторые из них сегодня внедряют отдельные этнические элементы в массовое производство, предлагая местному потребителю и туристу уникальную идею оформления товаров и услуг.

Но, пожалуй, только музейное учреждение способно провести такую работу на должном уровне. И сегодня это важно не столько для научных исследований или для пополнения ассортимента музейных сувениров, сколько для сохранения национальной идентичности республики в целом.

В фондах Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р.Кызласова хранится богатейшая коллекция по этнографии, в которую входит более двух тысяч предметов национальной хакасской одежды. Гардероб скотовода-кочевника удивляет своей аутентичностью и самобытностью, подчёркивающей особый художественный вкус и национальный колорит Хакасии, отличный от одежды других народов и культур Саяно-Алтайской группы. Современный турист проявляет особый интерес к национальному костюму. Поэтому в сувенирных магазинах Тувы, ХМАО, Дагестана и др. представлен большой выбор традиционной национальной одежды и аксессуаров. На сегодняшний момент перед крупнейшим учреждением культуры республики Хакасия — Хакасским национальным краеведческим музеем им. Л.Р. Кызласова — стоит задача отреагировать на такой интерес туристов. Начать мы решили со знакомства любителей этнографии с хакасским национальным платьем «кугунек» — повседневным платьем наездницы, кочевницы и хозяйки юрты, отличающегося уникальным покроем и особой декоративной отделкой. Познакомить широкий круг посетителей, интересующихся национальными традициями и этнографией коренных народов Хакасии (хакасов и шорцев) с особенностями повседневной одежды и её декоративной отделки, внедрить отдельные этнические элементы в массовое производство, предложить местному производителю уникальную идею оформления товаров и услуг — является основным креативным компонентом очередного музейного проекта.

bottom of page