Сказочные «Тарханы»
Командировку в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» я приняла как подарок. Зимней сказкой стала поездка в конце 2022 года в этот удивительный музей. Для меня в нём скрестились два давних интереса: школьная любовь к стихам одинокого юноши-поэта, чьи мысли были так созвучны моим, и непреходящее внимание к нравам высшего света в Российской империи, условиям повседневного быта русского барина. Усадьба Е.А. Арсеньевой в Пензенской губернии, где прошли детские годы Михаила Лермонтова, стала яркой иллюстрацией бытования знати в русской глубинке.
Настоящим открытием этой поездки стало обретение в гостеприимных хозяевах — сотрудниках музея «Тарханы» — родственных душ, тех, что разделяют твою увлечённость и с нескрываемым удовольствием делятся сокровищницей своих знаний. Банальную фразу «погружение в атмосферу дворянского быта» музейщики сделали реальностью. Первой отсечкой, стирающей грань времён между «сегодня» и «однажды 200 лет назад» становится для приезжих сама гостиница. Выстроенная в классическом стиле, гостиница музейно-просветительского центра вмещает в себя не только комфортабельные номера, столовую, но и концертный зал. Село Лермонтово небольшое, многие местные жители работают в музее, поэтому неудивительно, что на простой вопрос тебе дадут пространный ответ — историческую справку с цитатами классика.
Арсеньевская усадьба, как скромная провинциалка, открывается не сразу. Посреди степи, где гуляет колючая вьюга, незаметная с тракта «Пенза-Тамбов», она простирается в низине на километр. Идти к ней нужно обязательно пешком, слушать, как постепенно глохнет шум автомобилей, стихает ветер, невнятно шелестя в верхушках вековых деревьев и любоваться незатейливой красотой зимнего деревенского пейзажа: пруд, дальний сад с засыпанным снегом дорожками, конюшня, дворовые постройки — и вот он, барский особняк, «похожий на все барские дома»:
Вдоль стен колонны высились рядами.
Прозрачною решеткой окружен,
Как клетка, между них висел балкон,
И над дверьми стеклянными в порядке
Виднелися гардин прозрачных складки.
«Сашка»
Детские и отроческие впечатления стали для М.Ю. Лермонтова неиссякаемым источником вдохновения; Тарханы — страна детства — несомненно, оказали влияние на его мировоззрение. Нельзя не поддаться очарованию этого дома, где постоянно приходят на ум лермонтовские строки, где каждая вещь готова рассказать о детстве и становлении поэта, звучит тихая музыка, что была на слуху в начале XIX века.
Из окон был прекрасный вид кругом:
Налево, то есть к западу, рядами
Блистали кровли, трубы и потом
Меж ними церковь с круглыми главами...
«Сашка»
Осторожно ступаешь по паркету, поглядываешь в окошки и веришь, что сейчас появится та строгая дама с портрета в гостиной, с высокомерным взглядом и несчастной судьбой, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Именно она открылась для меня с новой стороны. Привыкнув со школьной скамьи думать о бабушке великого поэта, как о вздорной старухе, с помощью интриг отобравшей своего внука у живого отца и чуть не испортившей барчука вседозволенностью, я была немало удивлена. Как говорится, на самом деле всё оказалось не так просто. Пусть каждый гость усадьбы самостоятельно сделает выводы.
Спрашивала о впечатлениях других участников экскурсии. Каждый был уверен, что именно ему был обращён неспешный рассказ экскурсовода, и только его, как по ниточке, вела улыбчивая барышня из комнат на втором этаже в людскую и дальше, в дом ключника, домовую церковь Марии Египетской, построенной безутешной матерью в память о юной красавице-дочери, едва успевшей познать радость замужества и материнства. Тайну грустных глаз с портрета Марии Михайловны Лермонтовой вспоминаешь, когда замечтаешься на невесомом деревянном мостике, что соединяет берега Большого пруда, или бродишь заснеженными тропинками парка, спускаясь к Тайной беседке:
Уютный сад, обсаженный рябиной,
С беседкою, цветами и малиной,
Как детская игрушка ...
«Сашка»
На липовой аллее в Круглом саду чудится череда экипажей, что съезжаются «на вист к графине Арсеньевой», чей азарт вошёл в поговорку у чембарских помещиков.
Любое здание на немалой территории помогут быстро найти неназойливые таблички. Музейщики в «Тарханах» так смогли преломить экспозиционное пространство, умело сочетая уединённость усадьбы с её доступностью и комфортом для посетителей, что экскурсант чувствует себя дорогим гостем у добрых хозяев. Причём музей работает подобным образом не только с индивидуальными туристами, но и с семейной аудиторией, школьными группами. Для классов разработаны разнообразные занятия для детей любого возраста, театрализованные представления, зимние забавы, вовлекающие ребят в реалии барской и крестьянской жизни начала позапрошлого века.
Мне посчастливилось побывать на самом настоящем балу. «Минувших дней очарованье...» — это мероприятие не только знакомит с бальным этикетом лермонтовского времени, бальными танцами первой половины XIX века, но и демонстрирует утерянное искусство салонных бесед. Непринуждённые диалоги блестящих кавалеров и очаровательных дам составлены из цитат произведений М.Ю. Лермонтова и воспоминаний его современников. Я видела, как загораются любопытством глаза подростков, как несмело вступают они в танцевальный круг и как быстро осваиваются они в этой игре в «золотую молодёжь» образца 1820-х.
Уверена, успех этого, как и других начинаний в искренней заинтересованности всех сотрудников под руководством Т.М. Мельниковой. Возглавляя музей более 45 лет, она стала его душой. Вклад Тамары Михайловны в развитие музея трудно переоценить. Среди её многочисленных наград — Государственная премия Российской Федерации за комплексное восстановление музея-заповедника «Тарханы», возрождение традиций усадебной культуры, популяризацию творческого наследия М. Ю. Лермонтова.
Итогом посещения музея-заповедника «Тарханы» стали тёплые впечатления, которые я постаралась передать в этой статье, а также подарочный альбом, один из многих сувениров, приобретённых в музейной лавке. А томик стихов Лермонтова я открыла сразу по приезде и удивилась, сколько строк он посвятил своей родине. Если вам стало скучно и «заели» будни, вам пора в дворянскую усадьбу. Такую, как «Тарханы».