Top.Mail.Ru
masterskaya-bukvizy
top of page

Мастерская Буквицы

Автор проекта
Брежнева Ирина, экскурсовод, ведущая проектов «Мастерская Буквицы», МультТеатр «Добрая сказка», Первый музей славянской мифологии, г. Томск

Партнёр проекта — Семейная студия «Доступные сказки»

Почему и как родился проект?
Погружаясь в особенности работы с детско-родительской аудиторией в контексте Первого Музея славянской мифологии, наблюдая за развитием Студии «Доступные сказки», подумала, как обогатить проект, внести в него образовательное начало, не теряя сказочную игровую основу? Ведь без игры детский проект не может жить и развиваться. И открылась ещё одна дверь к родной культуре — язык, древние Буквицы! Учитывая детскую потребность в движении, тактильном взаимодействии с миром, решила использовать песок и природные материалы: жёлуди, фасоль, шишки, орехи и пр., то есть приобщаться к культуре буквально руками, телом через песок, Землю — так глубоко почитаемый в древности образ. Значит, будем с детьми открывать-строить-созидать образы Буквиц, по сказочному и в игре. Так появился проект «Мастерская Буквицы», которому сегодня исполнилось полгода.

Цели мастерской Буквицы
— Обогащение, расширение диапазона форм работы с детско-родительской аудиторией в контексте музея, привлечение семей с детьми в музей.
— Приобщение детей к родной культуре, воспитание чувства уважения к ней посредством создания образов старославянской письменности — буквиц песком и природными материалами.
— Приобщение к красоте и мудрости родного слова, языка, речи, как носителям родной культуры.
— Развитие детско-родительских отношений.
— Развитие у детей психических процессов, в том числе межполушарных взаимодействий (работа правой и левой руками) — логического и образного мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Особенности проекта
Каждая буквица, как носитель языка — ключик к образам и символам национальной русской культуры. Вместе с детьми и родителями мы раскрываем и усваиваем их. Занятие начинается с музейного экспоната — картины или старинного предмета. Например, буквицу П — «Покой» раскрывали через картину Сергея Панасенко «Матушка-Земля примеряет зимние наряды». Затем, через сказочную основу, проигрывая роли археологов-первооткрывателей, реставраторов, зодчих-строителей, выстраиваем буквицу руками-телом (элементы телесно-ориентированных методик), открываем-строим-созидаем её песком на деревянных досках обеими руками, украшаем природными материалами. Всё это — вместе с мамами. Наши помощники — сказки, игры, загадки, хороводы и другие жанры фольклора.

Завершаем занятие дополнительной полезной практикой, например, после буквицы Д — «Добро», Делали Доброе Дело — кормушки для птиц.

Вместе, раскрывая древние образы, мы строим-созидаем Буквицами экологичную картину мира, переданную нам нашими мудрыми предками. С каждой буквой мы идём к формированию экологического мышления — внимательного, бережного и осознанного отношения к родной Культуре и Природе.

Целевая аудитория проекта: дети дошкольного возраста, родители — детско-родительские пары (например, мама-ребёнок), семьи, которым интересна народная мифологическая, сказочная культура — тематика нашего музея и приобщение детей к её истокам, а также камерная, уютная, доброжелательная атмосфера места, куда они приходят с детьми.

В современном обществе есть проблема — постепенно стираются основы, корни традиционной национальной культуры, дети всё дальше от своей родной культуры. Поэтому нам важно, чтобы дети — участники проекта имели возможность буквально потрогать родную культуру руками, услышать и увидеть красоту родного Слова, ощутить её всеми органами чувств — всколыхнуть на генетическом уровне. «Мастерская Буквицы» — помощник и проводник в этом процессе. Дети открывают свои корни слушая фольклорные произведения, рассматривая картины художников, красивые буквицы, создавая их своими руками, двигаясь, играя, трогая песок, желуди, шишки, старинные вещи, предметы — колыбель, веретено, рушник, лапти, прялка, наличники, братина, изделия народных промыслов России... Так, мягко, корректно посредством атмосферы музея дети приобщаются к родным корням. И конечно очень важен психологический аспект — родная культура как точка общения, сближения, сотрудничества и сотворчества в семье приходящих к нам детей.

Проект гармонично вписался в тематику Первого музея славянской мифологии. Во-первых, дети
примеряют на себя роли археолога, открывающего древние Буквицы, как некие артефакты; строителя-зодчего, выстраивающего «здание» Буквицы и в конечном итоге — чутких к родному Слову, Культуре, Природе СОзидателей, выстраивающих гармоничную картину мира. В процессе занятия Буквица постигается через сказку, миф, что и является основной темой нашего музея. Дети с иного ракурса, нежели обычные экскурсанты, телесно, руками, ушами, глазами, чувственно постигают родную культуру.

Если посмотреть на проект глазами родителей, то зачастую они дают нам подсказки для развития своими отзывами. Увидев на афише формат своих занятий — «Песочная арт-терапия в игровой форме», возмутилась, что формулировка не корректна, я не терапевт, хоть и посещала семинары по песочной терапии, но мама-психолог, посетившая занятие сказала — это терапия в игровой форме. Формулировку формата мастерской всё же переделали на более корректную «Развивающие игровые занятия с песком и природными материалами». Родители говорят, что сами учатся вместе с детьми, что по-новому посмотрели на Слово, родной язык. И конечно всем по душе, что ребёнок «копается» с песком — «живым» природным материалом.

Результатами проекта должно стать социальное, духовное, культурное Здоровье ребёнка, Семьи. Мы не увидим эти серьёзные результаты сразу, но только со временем. Показателями успешности проекта станут эмоциональная отзывчивость ребёнка, его поступки, отношения в семье, со сверстниками, живой и неживой природой, то есть так называемое последействие, основанное на наблюдении за ребёнком.

Формат Мастерской Буквицы можно использовать и в других музеях, это зависит от «индивидуальности» музея, его целей, от устремлений сотрудников.

Проект готов развиваться, сейчас мы готовим его для участия в грантовых мероприятиях, купим новое оборудование — песочные столы и т.д.

Проект очень молодой, он подрастает как ребёнок и мы наблюдаем за ним, учитывая какие-то погрешности.

Самое важное в проекте — укрепление семей, развитие детско-родительских отношений в контексте родной культуры. А достижения у нас впереди.

На дворе — февраль и мы уже открыли новый сезон «Доступных сказок» — Солнечный путь от Зимы к Весне, через картины, предметы народного быта, праздники, выставки, Буквицы и мультики-сказки.
Приглашаем и вас на Мастерскую буквицы в Томск.

Кто живёт в древней книге с названием Азбука? Аз, Буки... — целая семья букв. И буквы эти не простые, а говорящие — это буквы-образы. Давайте, играя, познакомимся с некоторыми из них и узнаем из сказок, которые они нам расскажут, о Земле и Солнце, Природе и Человеке, о Добре и Любви и ещё много о чём. Будем открывать — строить — созидать красивые буквы песком и природными материалами, и с уважением, как это делали наши мудрые предки, называть их Буквицами. И сами будем как буковки — расти и развиваться, превращаясь в красивые, умные Буквицы.

Ссылки:
https://slav-museum.ru/events/masterskaya-bukvitsy-ot-iriny-brezhnevoy/
Мастерская Буквицы
https://vk.com/dostupnye_skazki?z=video-206370401_456239031%2Faa9f1103b956b451e8%2Fpl_wall_-206370401
https://vk.com/dostupnye_skazki?z=video6183029_456240707%2F73d47b716bafc7d6ca%2Fpl_wall_-206370401

bottom of page