В январе 2024 года Профессиональный клуб «Музейный опыт» впервые отправился за город, в Колтуши.
Как оказалось, многие из петербургских коллег уже давно собирались побывать в Музее И. П. Павлова, расположенном в здании Старой лаборатории НИИ физиологии в Колтушах. Здесь разместились экспозиции, средствами овременного искусства осмысляющие наследие первого российского лауреата Нобелевской премии и его последователей. Чтобы успеть побывать в экспозициях «Новая антропология» и «Школа Павлова», увидеть Лабораторию научно-исследовательской кинематографии Института физиологии и познакомиться с руководителем отдела научной коммуникации Института физиологии им. И. П. Павлова РАН Ириной Актугановой, клуб организовал двухдневную поездку.
В общей сложности, в Колтуши с нами выбрались 28 человек. Многие оказались в этих местах впервые, поэтому мы с удовольствием гуляли по территории научного городка и окрестностям, несмотря на мороз и сугробы.
Экспозиции «Школа Павлова» и «Новая антропология» решены по большей части не музейными, а художественными средствами. Искусство здесь объясняет науку. В «Новой антропологии» преобладает science-art и тотальные инсталляции, в «Школе Павлова» - тотальные инсталляции и медиа-арт. Вечером первого дня, после посещения музея, участники встретились с Ириной Актугановой, курировавшей создание обеих экспозиций, и смогли задать ей свои вопросы.
Ирина Актуганова занимается science-art с 90-х годов. В Колтуши впервые она попала в 2013 году, но начать работу на базе института и музея удалось в 2018 году, когда академик Людмила Павловна Филаретова стала директором НИИ физиологии имени Павлова. Людмила Павловна открыта к экспериментам и была заинтересована в том, чтобы популяризовать работу НИИ с использованием современных подходов, поэтому охотно откликнулась на идею предложить ученым и художникам работать вместе.
Как рассказывает Ирина Актуганова: «Первоначально у проекта не было какой-то специальной задачи – только наладить систематическое сотрудничество, выстроить междисциплинарные связи на человеческом уровне, как это устроено сейчас уже во многих странах.
Когда мы поняли, что получаются хорошие объекты для выставки, Людмила Павловна сказала, что давно собиралась расселить историческое здание старой лаборатории, где на втором этаже с 1949 года уже был крохотный музей-квартира Павлова, а в остальных помещениях работали ученые. Таким образом сперва в 2019 году на первом этаже появилась выставка «Новая антропология», а затем расширилась экспозиция самого музея на втором этаже.
Нам понадобилось разместить новое искусство в памятнике архитектуры. По сути, со времени постройки в 1933 году здесь никогда не делался всерьез ремонт, только образовалось несколько «культурных напластований». Первым делом сотрудникам музея пришлось удалять эти «слои» - счищать краску, убирать линолеум и доски, чтобы под ними обнаружить метлахскую плитку…
Как сделать историю из арт-объектов? Сам институт о себе так раньше не думал, но ведь это место, где работают над тем, как изменить природу человека: исследуют физиологию, чтобы научиться предупреждать или лечить генетические заболевания, гормональные, справляться с различными дисфункциями, учатся лечить болезни Альцгеймера и Паркинсона, различные деменции, разрабатывают электронику, которая способна передавать сигнал от мозга к ногам – для людей с серьезными переломами позвоночника… То есть это – про новую антропологию.
Когда мы только запускали проект, молодым ученым было интересно сотрудничать с художниками, но многие завлабы не были готовы нас пускать. И на выставку они пришли с таким настроением: пусть неделю – другую это тут постоит, а потом закроем. Но, походив по выставке, они сказали, что не ожидали такого результата, и дальше уже были готовы сотрудничать.
Экспозиция на первом этаже получилась удачной, собрала множество разных призов и премий, и мы поняли, что теперь что-то нужно делать со вторым этажом. Хотелось рассказать о том, что происходило в институте после Павлова. Так летом 2021 года появилась экспозиция «Школа Павлова», она охватывает жизнь института практически до 1990-х годов. Мы взяли ключевые направления в работе НИИ физиологии.
«Школа Павлова» вошла в топ-100 проектов, профинансированных Фондом президентских грантов в 2021 году, и после этого мы подали заявку и получили грант на проект «Биостанция. Лаборатория технологического искусства». Таким образом мы решили сделать платформу для сотрудничества ученых и художников действительно постоянной, со своей площадкой, где проходят интенсивы, где художники встречаются с учеными. Сейчас в этом помещении стоят столы, станки и оборудование, на которых можно заниматься.
Институт принимал нас постепенно. Поначалу команда проекта была вне института: я и художники. В апреле 2022 года НИИ физиологии решил создать отдел научной коммуникации и предложил нам «породниться» - стать сотрудниками этого отдела. В отдел научной коммуникации вошли музей-квартира Павлова на Васильевском острове и музей в Колтушах, а также биостанция, кинолаборатория и наш офис на набережной Макарова».
Утром 19 января участники поездки пришли в главный корпус НИИ физиологии в Колтушах. Руководитель Лаборатории научно-исследовательской кинематографии Николай Александрович Мальцев и сотрудник Людмила Викторовна Андреева провели нас по кинозалам, монтажным и будкам киномехаников, показали, как устроена работа в кинолаборатории и рассказали о специфике съемок биологических процессов и съемок животных.
Судя по отзывам, поездка удалась. Надеемся, что встреча с science-art объектами, профессиональные разговоры, прогулки в снегу, уютный дом и возможность общаться не торопясь, за чаем или ужином прорастут новыми идеями, интересным сотрудничеством или просто укрепят дружеские отношения между музеями. Сердечно благодарим Ирину Актуганову и Елену Чигалейчик за помощь в организации поездки!
Фото: Антуан Каттин, Ирина Кельнер, Екатерина Карпова, Татьяна Раньшакова, Наталья Захарова
Comments