Top.Mail.Ru
top of page

Манифест кураторов проекта «АРТ-ЛАБ»

Арт-Лаб.jpg

С 2015 года Гёте-институт в Санкт-Петербурге участвует в сфере культурного образования. Начало положила программа Культурное просвещение. Диалог России и Германии. При поддержке Министерства иностранных дел тема культурного образования была продолжена проектами Неделя перемен и АРТ-ЛАБ, реализованными в школах Северо-Западного Федерального округа совместно с фестивалем Детские дни в Санкт-Петербурге.

Проект "АРТ-ЛАБ" устроен следующим образом: в течение недели одна из школ принимает "десант" творческих тьюторов. В эти 5 дней учащиеся 10-х классов совместно с тьюторами, российскими и немецкими режиссёрами, художниками, архитекторами, дизайнерами и драматургами, ищут ответ на вопрос "Что я могу изменить в своей школе?" и реализуют собственные проекты. На неделю учащиеся полностью переключаются с уроков на проектную деятельность. Каждая группа выбирает тему проекта и с помощью приглашенных преподавателей реализует свою идею улучшения школьного пространства.
Проект организован в духе культуры участия - тьютор не возглавляет группу, а только модерирует процесс, помогает наладить общение и сотрудничество внутри группы. Мы полагаем, что опыт и принципы "АРТ-ЛАБ" окажутся полезными в тех музеях, где заинтересованы выстраивать работу с местным сообществом.  

Ценности проекта:

  • самостоятельная инициатива участников в разработке и реализации идеи;

  • диалог на равных и взаимное уважение;

  • командная работа, в которой каждый находит свою роль;

  • творческий процесс, который рождается здесь и сейчас.

 

Основные принципы:

  1. Уважение и равенство. Равноправными партнёрами выступают все участники процесса: ученики, учителя, администрация, тьюторы и кураторы проекта. В общении с учениками мы не критикуем и не оцениваем учителей или других тьюторов проекта, не сравниваем результаты групп.

  2. Ответственность. Не навреди. Мы действуем в интересах подростков-участников, продумываем последствия наших действий и осознаём, что мы уйдём из школы после окончания проекта, а подростки останутся внутри сложившейся там ситуации. Мы избегаем действий, которые будут иметь негативные последствия для учащихся.

  3. Безопасность. Во всех смыслах. Мы отвечаем за жизнь, физическое и психологическое состояние участников во время осуществления проекта, используем безопасные сертифицированные материалы и т. д.

  4. Конфиденциальность. Мы также отвечаем за создание безопасного пространства диалога: договариваемся, что всё происходящее внутри творческого процесса не разглашается без разрешения участников и не распространяется с помощью видео и аудио другими участниками творческого процесса.

  5. Партнёрство. Школа — полноценный партнёр, а не только площадка для реализации наших идей. Содержательная коммуникация с учителями и администрацией — залог долгосрочных изменений.

  6. Добровольное участие. Школьники имеют право на собственное мнение о происходящем, они имеют право быть недовольными нашим проектом. Каждый участник вовлекается или не вовлекается в процесс настолько, насколько он готов к этому в данный момент. Наша задача — помочь каждому найти интересную для него роль в общем процессе.

  7. Процесс не менее важен, чем результат. Художественный результат — не самоцель проекта. Позвольте ему быть несовершенным. Важно, чтобы он был личным высказыванием участников.

  8. Вдохновение и открытость. Мы не приходим с готовой концепцией, но при этом мы продумываем рамку проекта: материалы, методику работы, вводную часть (тренинг креативности), дающую подросткам творческий импульс.

  9. Честность. Предлагая вопрос «Что я могу изменить в своей школе?», мы не даём ложных обещаний: мы помним о финансовых и временны́х ограничениях проекта, мы обсуждаем с участниками объективные (нормы, законы, предписания) и субъективные (мнение окружающих) ограничивающие факторы, предлагаем продумать стратегию работы с ними. Выносим на обсуждение в группе вопрос о том, что нужно сделать, чтобы изменения прижились в школе после окончания проекта.

  10. Взаимодействие. Во время осуществления проекта происходит ежедневный обмен опытом между тьюторами. Работая самостоятельно с каждой группой, мы делаем один общий проект и заблаговременно координируем свои действия друг с другом. Спорные ситуации между взрослыми участниками проекта (тьюторами, руководством школы, учителями и т. д.) решаются взрослыми: мы не вовлекаем детей в конфликтные ситуации.

 

Принципы, сформулированные тьюторами и координаторами от школ на летней школе проекта «АРТ-ЛАБ» (август 2018):

Равенство и взаимоуважение. Созидательный диалог

  • Баланс и обмен. Слушать и слышать: и детей и себя. Контакт и гибкость.

  • Тьютор тоже человек и тоже участвует в процессе. Не доминировать, но и не исключать себя из процесса.

  • Ведущая роль — у ученика, готового взять на себя инициативу и ответственность. В этом случае взрослый выступает в роли помощника.

  • Вовлечение педагогов школ.

  • Освобождение от привычных социальных ролей.

 

Процесс и результат

  • Наш опыт не безусловен, мы учимся смотреть по-другому.

  • Связь с реальностью: процесс — это то, что происходит здесь и сейчас. Готовность быть незащищённым.

  • Априорное доверие процессу. «Отпустить» ситуацию/фантазию/детей.

 

Вдохновение. Технологии. Свободное творчество. Открытость

  • Сотворчество и доверие.

  • Удовлетворённость результатом. Принятие чужого выбора.

 

Учитывать запросы сообщества

  • Не бывает маленьких проблем, всерьёз относимся к любым вопросам.

  • «Не для нас, а с нами».

 

Думать, быть в фокусе

  • Стараться понять и мозгами и сердцем. Принятие релевантных решений.

  • Честность и к себе, и к участникам. Отсутствие манипуляций.

 

Выстраивание рамок и границ

  • Понятные рамки. Договорённости о правилах.

  • Самоконтроль, соблюдение границ.

  • Удовольствие от ответственности (ответственность не равно обязанность).

 

Также рекомендуем к прочтению:

  1. «Школа и культура участия. “Неделя перемен”: культурно-образовательный проект в северо-западном федеральном округе”. Гёте-институт, Санкт-Петербург, 2018

  2. «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства». Клер Бишоп. V-A-C press, Москва, 2018

  3. «Партиципаторный музей». Нина Саймон. Ад Маргинем Пресс, Москва, 2017

bottom of page