Уважаемые коллеги!

V Музейный форум по детским и семейным программам запланирован на ноябрь 2021 года в Санкт-Петербурге, предварительные даты — с 24 по 27 ноября.

В год, который последует за вызванным пандемией кризисом, мы предлагаем искать новые инструменты для развития. На V Музейном форуме по детским и семейным программам мы будем исследовать возникшие в сфере работы с детьми дефициты: методов, данных, ресурсов, компетенций, мотиваций и связей — для того, чтобы вместе находить возможности не только компенсировать нехватку, но и двигаться дальше.

 

Сформулированные с участием профессионального музейного сообщества проблемы мы разделили на шесть смысловых блоков. Они описывают разные аспекты работы музеев с детской и семейной аудиторией:

  • значимое разнообразие, инклюзия

  • музей как уникальный опыт

  • связь с глобальной повесткой

  • музеи как новые медиа

  • интерпретации и смыслы

  • дефициты профессионала, возможности сообщества 

 

Подробнее о смысловых блоках, намеченных к исследованию в рамках V Музейного форума по детским и семейным программам

 

1. Значимое разнообразие, инклюзия

Инклюзия и значимое разнообразие могут восприниматься, как два отдельных направления работы. Но каждый человек имеет право быть частью общества, независимо от того, идет ли речь о физической, ментальной или социальной «инаковости». И потому мы предлагаем говорить о доступности и принятии в едином смысловом поле.

по ссылке — соображения команды форума к этому блоку

Анонс модератора сессии «Значимое разнообразие, инклюзия» Ирины Дониной:


Сегодня идея инклюзии принята отечественным музейным сообществом, но многие связанные с ней понятия по-прежнему остаются  актуальными в рамках  дискуссионного поля музея.

* «Иллюзия инклюзии». Инклюзия – обеспечение равности или особых условий для людей с инвалидностью?

* Целевая аудитория инклюзии. Практики, обращенные к посетителям с миграционным опытом, лицам, содержащимся в пенитенциарных заведениях, взаимодействие с людьми «серебряного» возраста.

* Культура разнообразия – проблема  или  ресурс?  Инклюзивные проекты как акторы  идеи культурного разнообразия.

* Культура участия в музейной  инклюзии: проблематика соотношения. Партиципаторные проекты:  опыт взаимодействия и вовлеченности.

2. Музей как уникальный опыт

Общение сотрудника музея с ребенком обычно ограничивается 60-90 минутами.  Как из «очередного урока вне школы» превратить это время в уникальный для детей опыт? Как организовать и «аранжировать» встречу с тем, что только в этом пространстве можно увидеть, услышать и пережить? В опросе многие из коллег упоминали, что им важно вносить свой вклад в воспитание юных посетителей, в формирование их культурного багажа и привычек. Мы предлагаем начать разговор о культурном влиянии с внимания к формам коммуникации в музейном пространстве. 

по ссылке — соображения команды форума к этому блоку

Анонс модератора сессии «Музей как уникальный опыт» Веры Ярилиной:

Формы коммуникации  это не только форматы встреч с посетителями, не только тексты экспликаций и дизайн экспозиционного пространства. Это еще и понимание интересов и среды общения своей аудитории, способность чувствовать, что уместно и допустимо в том или ином контексте, осознание собственных полномочий и границ ответственности — та база, без которой диалог с посетителями, особенно юными, не может состояться.

 

Чем разговор в музее отличается от разговора в любом другом месте? Как экспонаты помогают выстроить откровенный диалог с ребенком или инициировать разговор внутри семьи? Как экспозиция может говорить за нас? Как предложить «многоканальные» впечатления, но при этом помочь сосредоточиться на теме посещения? На секции «Музей как уникальный опыт» мы хотим обсудить рецепты гостеприимства, ресурсы и каналы коммуникации в музейном пространстве, формы равноправного общения и принципы эмоциональной безопасности. 

В современном музее постепенно складываются новые форматы коммуникации с посетителями. Вместе с ними возникают и вопросы: как наладить контакт между ребенком и взрослым в музейном пространстве, побудить их к взаимодействию? Как создать безопасное пространство для откровенного диалога, помочь родителю почувствовать себя экспертом или наоборот равноправным субъектом познания? Как учитывать возрастные особенности и психологию детского восприятия на выставках и программах, чтобы посетители разного возраста могли получить доступную для себя информацию и ощутить себя сопричастным. И какими качествами, способностями и навыками должен обладать современный музейный педагог, работающий с семейной аудиторией, чтобы у посетителя случился тот самый уникальный опыт, к  которому мы стремимся? С какими новыми запросами посетителей мы сталкиваемся?  

3. Связь с глобальной повесткой

Часто музеи представляют островами прошлого, хранящими наследие для новых поколений. Но реалии современности проникают в них на всех уровнях здесь и сейчас. Какие вопросы глобальной повестки могут быть важны музеям разной тематики, разного уровня? Как музею работать с опытом настоящего, какими средствами отражать стремительные изменения, происходящие в мире? Как быть достаточно гибкими, чтобы справляться с теми переменами, на которые они не в силах повлиять?

Анонс модератора дискуссионной сессии «Связь с глобальной повесткой» Натальи Копелянской:
Последние музейные конференции, посвященные устойчивому развитию, обозначают 2030 как важный рубеж, поскольку именно тогда, по расчетам известных ученых, на Земле должны были закончиться мировые запасы нефти. Одновременно Илон Маск готовится к новой экспедиции на Марс уже в 2024 году, и его планы совпадают с предсказаниями Артура Кларка о заселении других планет в 2100 году. В этом контексте постпандемическая «новая нормальность» усилила всю сложность и многообразие текущих изменений, и привела к постоянному обсуждению онлайн и оффлайн двух конкурирующих версий ближайшего будущего во многих сферах нашей жизни (включая музеи): скорейший возврат к прежнему образу жизни VS полный отказ от прежних практик и переход к новому образу. 

 

Музеи участвуют в инициативах, связанных с экологией и устойчивым развитием, социальной справедливостью, доступу к наследию, и благодаря этому они сегодня формируют критическую массу участников, которые завтра станут активной поддержкой глобальным проектам. В рамках новой Повестки ООН до 2030 года декларируется, что музеи, помимо своей естественной роли хранителя, коммуникатора, педагога и медиатора, все чаще работают как активисты и защитники прав. Все чаще современные музеи всех профилей и типов работают в разных партнерствах, создают условия для развития сообществ на разных уровнях. 

 

Главными вопросами глобальной повестки последнего года, конечно, стала пандемия, которая в нашей профессиональной сфере привела к закрытию музеев, появлению новых форм работы с аудиторией, но одновременно продолжился пересмотр больших вопросов прошлого  деколонизация музеев (возврат колониального наследия), пересмотр вопросов рабства, движение #metoo, вопросы цифровой безопасности, сложные вопросы будущего планеты и человека.

 

Как музеи могут помочь себе и своим посетителям в эпоху тотальной неустойчивости? 

Какова роль музеев и музейных программ в новом постпандемическом мире, который обострил многие вопросы социального неравенства? 

Стала ли цифровая грамотность панацеей? Насколько музейные программы могут сохранить гибридный режим?

Как пандемия изменила образовательные программы в музеях? Навсегда или на время? 

Анонс модератора практико-ориентированной сессии «Связь с глобальной повесткой» Елены Чигалейчик:
«Мысли глобально, действуй локально»

Экологический кризис, преобразование общества в связи с развитием технологий, природные катастрофы слишком глобальны, чтобы вызвать отклик или сочувствие детей

или подростков, если эту глобальную проблему не разложить на много маленьких. При этом для разных категорий посетителей необходимы свои подходы...

по ссылке — соображения команды форума к этому блоку

4. Музеи как новые медиа 

Опыт последних нескольких месяцев продемонстрировал, насколько важной частью работы музея является его представленность в цифровой и медиа среде. Пока сложно предсказать, как в ближайшее время изменятся критерии успешности культурной институции, но очевидно, что одним из главных станет то, насколько слышен ее голос в обществе. В опросе, проведенном до пандемии, уже звучала заинтересованность в этой сфере деятельности музеев: коллеги говорили как о бытовании наследия в цифровых форматах,  так и о новых стратегиях развития, о способах онлайн-коммуникации с аудиторией, а также беспокоились о том, как меняется восприятие реальной, вещной коллекции на фоне цифровых «конкурентов».

по ссылке — соображения команды форума к этому блоку

Анонс модератора сессии «Новые медиа и новые возможности музеев» Али Загитовой:

Как и о чем говорит современный музей с молодой аудиторией? Сессия о том, как музею привлекать детей и подростков с помощью новых медиа, какие преимущества и ограничения есть у онлайн-форматов, может ли музей стать дискуссионной площадкой для молодой аудитории, и как музейные проекты помогают в творческом самовыражении и выборе профессии? 

5. Интерпретации и смыслы

Какими бы красноречивыми ни были коллекции, показывая их, рассказывая о наследии мы неизбежно истолковываем, предъявляем только часть контекста, в котором бытуют экспонаты. Насколько мы свободны в выборе темы для разговора? Как учесть в этом выборе интересы и особенности аудитории? И до какой степени мы можем позволить себе свободу в интерпретации материала? Музейные экспонаты требуют расследований и разъяснений, и со временем их понимание может существенно меняться. Какие компетенции, навыки и контакты требуются, чтобы в работе с аудиторией быть «на острие» интереса своей публики, но при этом оставаться корректным в отношении транслируемых смыслов? 

по ссылке — соображения команды форума к этому блоку

Для этого блока нет приглашенного модератора сессии.

6. Дефициты профессионала, возможности сообщества

Как музейному сообществу стать сильнее, и в чем необходимость укреплять межмузейное взаимодействие? Чем сообщество может помочь музейным профессионалам? Кризис заставил задуматься об ответственности музеев не только перед обществом или аудиториями, но и перед собственными сотрудниками. И еще острее обозначил системные проблемы в организациях:  дефицит в согласованности действий, в полномочиях, во взаимопонимании...  Может ли музейное профессиональное сообщество выработать уникальные механизмы поддержки друг друга, задействовав ресурс, которым обладают только музеи? С какими дефицитами можно справиться, объединившись, и для чего сообществу потребуется участие партнеров?

по ссылке — соображения команды форума к этому блоку

Анонс модератора сессии «Дефициты профессионала, возможности сообщества» Анны Михайловой:

Работа в условиях ограниченных ресурсов стала приметой времени. Каким образом сотрудники музея могут компенсировать нехватку этих ресурсов, будь то компетенции, оборудование, инструменты, время? Существуют ли подходы к управлению командами, которые могут помочь в решении этой проблемы? Какую роль в этом может сыграть профессиональное сообщество? Сессия будет состоять из двух частей: на первой – практической – мы рассмотрим методику аудита ресурсов музея, а во второй части обсудим заявленные кейсы.