Текст был прислан на Конкурс музейных репортажей. Автор - Наталья Чернова, специалист по ЭВД Музейно-выставочного центра "Апатит" (Кировск), призер Конкурса музейных репортажей.
Дети любят наш музей, и он им отвечает взаимностью: историю делает ближе,
науку — понятнее, а абстрактное «промышленное производство» превращает в
ежедневный трудовой подвиг пап и мам, дедушек и бабушек. Наш музей, а
точнее музейно-выставочный центр «Апатит», — то место, откуда никто не
выйдет прежним: унесет багаж знаний, впечатлений и чувств.
Особенно школьники. Такие гости всегда — и радость, и особенная
ответственность. Как сделать стандартизированное путешествие по залам
захватывающим? Как перестроить свою речь, какой взять темп? Как удержать
внимание и при этом не превратиться в цербера, что охраняет общую
дисциплину? Как быть интересным? Это главный вопрос, который задаешь
себе, общаясь с юными посетителями.
...И вот они передо мной — дюжина восьмилеток, маленьких художников,
учеников школы искусств. Как люди творческие, они чувствуют себя свободно
даже в строгой атмосфере залов производства и истории, сыплют вопросами, а
особенно нетерпеливые трогают за рукав: обратите же внимание, тетенька-
экскурсовод, тут мысль пришла важная!
Дети вообще хотят ко всему прикасаться, им нужна тактильность,
«трогательность». Прозрачные кубы с суперфосфатными удобрениями, что
производит компания «ФосАгро», для них — разноцветный песок, крупа и
бусинки, которые здорово было бы пересыпать в руках. Но история о фосфоре
как об ускорителе роста — и их роста тоже! — заставляет задуматься.
В зале истории ребят привлекает карта с названиями саамских топонимов.
Читаем вместе, вслух: «-йок», «-пахк», «-чорр», «-порр». Теперь они сами могут
перевести с саамского на русский, вернее, расшифровать значения слов:
«Китчепахк» — дозорная гора, «Лутнермайок» — река залива с поймой,
«Эвеслогчорр» — гора у ложбины, где охотники хранят припасы...
Часы встречают их и отбивают время выпуска 30-х годов. Дети вздрагивают и
замирают — восторг! Объясняю им: «Старинные часы приветствуют вас,
говорят, что приходит ваше время!» А чтобы вспомнить тех, чье время было
ранее, идем звонить по настоящему рудничному телефону («А как набирать?
Крутить кружочек, этот, с дырочками?»). Тут можно услышать голоса тех, кто
начал осваивать Север. Вот они, первопроходцы — смотрят на нас с
фотографий их мужественные, красивые лица. И мы, конечно, вспоминаем
роман Каверина «Два капитана»: экспедиции в Арктику — это всегда трудно, но
и героично.
Важно помнить о той точке, с которой глядят на мир дети, в буквальном смысле
— они маленькие, и обзор экспонатов у них совершенно иной. Прямо перед
ними, на уровне роста второклассника, интереснейшие инструменты:
поляризационный микроскоп XIX века, горный компас, паяльная трубка для
начального определения химсостава минералов и теодолит, особый
маркшейдерский и геодезический оптический прибор.
Надолго останавливаются ребята возле рудных ламп, рассматривают первые
инструменты горных рабочих — кувалду и скребок, обсуждают сияющую
апатит-нефелиновую руду — камень плодородия, так похожий на сахарный
песок. Крошечные красные книжечки в коробке надолго привлекают внимание.
«Это сказки?» — «Нет, это „Собрание резолюций и постановлений съездов
конференций и пленумов ЦК ВКПБ за 1925-32 годы“»... И тут мы задержались
не зря:
— Дети, кто привел геологов в Хибины? Кто организовал первые
минералогические экспедиции? Кто для нас с вами самый важный тут человек, в
честь кого названа улица в соседнем городе и кому стоит в нем памятник? Кто
же это?
— Ленин!..
— И все-таки это Ферсман, дорогие ребята. Хотя и тому, и другому памятники
действительно стоят.
Геологические образцы — вот главная стихия маленьких художников, которым
важны форма и цвет. Удивительных форм минеральный мир предоставляет
множество: отдельные кристаллы и кристаллики, друзы, жеоды, кабошоны и
даже — буквально! — звезды, например астрофиллитовые. Ну а цвета тут
можно встретить самые эффектные — от сиреневых аметистов до ярко-
кобальтовых оттенков кавансита.
Дети отмечают, что природа — лучший живописец, она сама создает такие
каменные орнаменты и даже пейзажи, как на образце лиственита, что не каждый
человек повторит. Вот перед нами по-настоящему важные для живописи
минералы: киноварь и аурипигмент, азурит, из которого Микеланджело
извлекал пигмент-краску для росписи купола Сикстинской капеллы. Ребята и их
педагоги вместе приходят к выводу: если ты не уверен в сочетании цветов —
приходи в музей, посмотри на минералы и бери с них пример!
Немного жутко заглядывать в зал-подземелье — тут в витринах мы видим
макеты подземных рудников, и как же радостно вновь выходить «на
поверхность» — к рудникам открытым. А затем вместе идем беседовать в
детский уголок, где каждый находит цветные карандаши и бумагу:
разговаривать маленьким художникам привычнее за работой.
Так что же им тут запомнилось, что понравилось?
— Что минералы не обычные, а еще и светятся!
— Что на руднике работают люди, которые перевозят камни!
— Что у вас все игрушки как живые — мы долго смотрели, как работает
экскаватор...
А зачем вообще нужны музеи?
— Есть такие люди, они в горе не работают, но хотят посмотреть, что же там
находится. В музее можно...
— Чтобы дети всё подробнее узнавали, чтобы было как в школе, только
повеселее. Мы ведь уже устали на уроках сидеть!
— Музеи нужны не только взрослым, но и детям, потому что дети изучают
всякие интересные вещи. Им даже больше они нужны — они же быстрее всё
запоминают! А у родителей работы много, времени не хватает.
— В музее не всё можно руками трогать, даже чуть-чуть, чтобы случайно
ничего не уронить и не сломать. А если бы разрешали — мы бы потрогали!
...Как говорил один известный киноперсонаж — работа с детьми не допускает
брака. Проведение детских экскурсий требует не только выдержки и звонкого
голоса: тут необходима особая теплота, уважительность, способность
моментально переключаться с темы на тему и та самая общая эрудиция, что
делает взрослого авторитетом.
И вот они — снова вопросы, обо всем на свете, о том, что успели и не успели
увидеть в музейных залах:
— Вы рассказывали, что бобры у нас исчезли, а ондатры появились. Значит,
ондатры истребили бобров?
— А здесь находили динозавров? А мамонтов?
— А алмазы у вас продаются?
И, наконец, самый неожиданный:
— Вы нам обещали всё показать. Почему не показали?
— Как же, мы с вами побывали уже во всех залах!
— Нет, — уверенно отвечает маленькая рыжая девчонка. — У вас есть комнатка
с железной дверью и замком, там написано «Стой, напряжение!» Мы на
напряжение так и не посмотрели...
Comentarios