30 марта 2023 в Российскком этнографическом музее состоялась встреча "Кодекс музейной этики: практический подход" клуба "Музейный опыт".
Встречу открыла исполнительный директор ИКОМ России Ольга Максимовна Чистанова. Она приветствовала собравшихся коллег и сказала несколько слов о необходимости обсуждать и анализировать этический кодекс и о том, как требования к подобным документам меняются со временем.

Далее последовали пять докладов. Коротко приведем тезисы.
Михаил Борисович Гнедовский - доцент Московской высшей школы социальных и экономический наук (Шанинки), член постоянного комитета по этике ИКОМ, автор и редактор перевода Кодекса этики ИКОМ на русский язык.
В сообщении "Зоны ответственности музея: попытка картирования" Михаил Борисович напомнил о деятельности Постоянного комитета по этике ИКОМ и комитета ИКОМ по этическим дилеммам, о том, когда и по каким причинам возникают этические кодексы, об особом статусе и оптике этического в профессиональной деятельности, о том, что фокус и круг вопросов этики касается отношения не к предметам, но между людьми. Обратил внимание на то, что ответственность музеев имеет разные временные перспективы: перед теми, кто создавал и сохранял наследие в прошлом, теми, кто обращается к наследию в настоящем и будет пользоваться наследием в будущем. Более того, внутри самого музея со временем меняются способы представления культуры, и сегодня очень заметен сдвиг от монолога к диалогу, от "они" к "мы", от "большой" истории к частным историям. Если все сообщества имеют равные права на интерпретацию наследия, какие полномочия и какую ответственность следует брать на себя музейным профессионалам? Может ли музей транслировать видение одной из сторон в спорных вопросах?

Юлия Вячеславовна Веретнова - Заведующий Литературным музеем Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (с 2020 года).
Юлия Вячеславовна рассматривала кодекс этики как документ, который является важной частью профессиональной самоидентификации и профессионализации музейной деятельности в целом. При этом этический кодекс не входит в систему нормативных правовых документов, регулирующих отдельный вид деятельности или трудовые отношения, имеет принципиально иную природу регулирования и основания для разработки. Представленный опыт касался истории Московского центра музейного развития, специалисты которого при участии сотрудников Управления
музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы и приглашенных экспертов и директоров музеев в 2014 – 2015 годах разработали документ «Кодекс этики музейного работника»,
который сегодня можно найти в свободном доступе на сайте таких музеев, как «Государственный Дарвиновский музей» или «Государственный музей А.С. Пушкина».
Вопросы, прозвучавшие в ее выступлении: действительно ли этическое
всегда связано с взаимоотношениями между людьми, или отношение к предмету также входит в круг этических вопросов? Позволяет ли документ, принятый в качестве установочного, решить те потенциальные
вопросы и конфликты, которые возникают в этической плоскости в повседневной деятельности музеев?

Юлия Аркадьевна Купина - Этнограф, кандидат исторических наук, директор Российского этнографического музея.
Юлия Аркадьевна представила размышления и наблюдения о музейной этике через призму опыта Этнографического музея. Этические вопросы - то, что в музеях обсуждается, рассматривается непрерывно, но при этом на тренингах, посвященных этике, чаще всего спрашивают, как применять этический кодекс и почему он должен стать настольной книгой. Музей сегодня имеет дело с людьми с разным опытом, с разными интерпретациями, поскольку сложной и динамичной стала жизнь всего общества, и законы не догоняют динамику социальной жизни. Внимание к этическим принципам и мотивации растет не только в культуре, то же самое происходит, например, в сфере бизнеса.
Музей развивается, становится местом диалога и репрезентации разных культур и взглядов, но открытость, публичность музея обрекает его и на возникновение конфликтов. Как и любые достоинства влекут за собой риски и обязательства: чем богаче коллекция, чем разнообразие того, что предлагает музей, тем больше возможных конфликтов. Хорошо сформулированные этические установки помогают поддерживать диалог.
"Шизофрения кураторов" - музей естественным образом выполняет функции, которые для многих учреждений покажутся взаимоисключающими: сохранять наследие и делать его доступным публике. Ведь информация - это тоже способ сохранения памятника. Этика уберегает от этой "шизофрении", от риска "сойти с ума". Этика - это прежде всего диалог, возможность говорить о том, что нас волнует.
Параллельно с принятием организацией кодекса этики должна разрабатываться и внедряться система отслеживания его исполнения. И это тоже про диалог и умение проговаривать ситуации. Кодекс - не правовой документ, он не предполагает системы административного регулирования, но это делает этические принципы одновременно гибкими и стойкими, определенными.
Кодекс этического поведения работников - не очень эффективный документ. Начать его применять сложно. В Этнографическом музее помогает внедрению кодекса и этических установок проект "Люди в музее", адресованный службе гостеприимства музея: смотрителям. Внешне этот процесс выглядел как тренинги и подготовка униформы, но внутри, ядром происходящего было обсуждение этических вопросов. Это дало огромный фидбек - инициативу от смотрителей, принятие определенных установок, готовность вместе работать над этими принципами.
Вопросы возвращения наследия на родину - тренд, который непосредственно касается Этнографического музея. Решениями здесь становятся выставки, публикации, "цифровая репатриация" - создание каталогов в сотрудничестве с региональными учреждениями науки и культуры. Но очень важна методика взаимодействия с носителями определенной культуры.
Есть много запросов из других государств о предоставлении цифровых архивов коллекций, происходящих с территорий этих государств, для формирования национальных архивов и каталогов. В этим ситуациях можно адресовать коллег с их запросами в министерство, которому подчиняется музей, но важно оставить за собой этический диалог, постараться объяснить, почему и как музей готов сотрудничать, и какие вещи невозможны.
Вопросы использования цифровых архивов, таких, как Госкаталог, также иногда пролегают не в техническом или юридическом, а именно в этическом поле: как меняется контекст, в котором оказывается предмет из коллекции?
Юлия Аркадьевна упомянула также "Заповеди этнографа" как один из ранних образцов четко сформулированных правил и пример того, что этические кодексы формируются постепенно.
Важным ориентиром для свода этических правил становится миссия музея.

Милена Николаевна Третьякова - историк, музейный специалист. Заместитель директора Зоологического института РАН по музейной работе.
Милена Николаевна предложила задаться вопросом, с какими критическими ситуациями, требующими обращения к кодексу этики, сталкивается музей и его сотрудники. Как сказано в самом кодексе, он позволяет направить в профессиональное русло практику работы музеев. Но меняется сама жизнь, меняется музейная практика и, следовательно должны измениться и положения кодекса.
Например, если мы говорим о работе смотрителей, идет ли здесь речь о кодексе музейного профессионала или кодексе персонала, работающего с посетителями? Так ли сильно в этом смысле будут различаться установки персонала, работающего в музее, в банке или в сетевом общепите? Как будто в основе взаимодействия с клиентами будут те же самые разработки.
Кодекс в том виде, в котором он существует сегодня, можно разделить на четыре вопроса: персонал и личностные взаимоотношения; финансирование, материальные ресурсы и отношение к предметам хранения и принципам коллекционирования. И если говорить о том, используется ли кодекс ИКОМ, или кодекс музейного работника, разработанный департаментом культуры Москвы, в практических ситуациях, то, возможно, окажется, что нет, таких ситуаций не возникает. Автор доклада заметила, что, как администратор, чаще использует обычную деловую практику и опирается в работе на музейное законодательство, которого в большом количестве случаев оказывается достаточно. Возможно, вопросы делового этикета, финансовой грамотности и хранения, поскольку эти вопросы регулируются обычно внутримузейными инструкциями и положениями или определено законом.
Одна из целей международного кодекса - помочь сформировать принципы работы в тех государствах, где нет музейного законодательства. Но если говорить о кодексе этики внутри России, многие положения международного кодекса окажутся не нужны или потребуют переработки. Возможно, в большей степени нужно уделить внимание вопросам интерпретации памяти. Да, этика - вопрос взаимоотношений между людьми, но мы понимаем, что память - та сущность, которую мы, люди, присваиваем предметам. Вопросы интерпретации, честности, профессионализма и разных подходов - те основные направления, которые стоит в музейном этическом кодексе поднимать.

Юлия Владимировна Глазырина - заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея.
Юлия Владимировна говорила о ситуациях из практики Пермского краеведческого музея, когда этический кодекс ИКОМ служил ориентиром и его хотелось перечитать. Она привела примеры, когда актуальными и требующими внимательного чтения оказались пункты 1.10 (о доходах музея), 1.17 и 1.18 (о взаимодействии музея и волонтеров), 2.1 (о политике коллекционирования), 3.1 (о коллекции как совокупности первоисточников), 8.9 и 8.10 (личная независимость сотрудников и профессиональные отношения). Например,в 20 веке коллекции собирались исходя из плоскости, которая отражала конкретные задачи времени (например, собиралась коллекция насекомых-вредителей сельского хозяйства, а не отражающая разнообразие луговых сообществ). С тех пор не во всех музеях прошел аудит коллекций. Что в таком случае делать музею сегодня, чтобы коллекция в самом деле работала, как первоисточники, свободные от трактовок?
Отдельный пул вопросов собран и Кодексе этики для естественнонаучных музеев, и многие из них также становятся для музеев непростыми задачами. Например, требование обеспечить свободный и бесплатный доступ для научных исследований к палеонтологическим материалам.

Модератором встречи выступил Алексей Григорьевич Бойко - кандидат искусствоведения, доцент. Главный специалист по музейно-образовательной деятельности Русского музея. Автор многочисленных публикаций об отечественном искусстве XX-XXI веков, по проблемам музейной педагогики и социокультурной роли музея. Доцент кафедры дизайна Санкт-Петербургского университета. Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
Организаторами встречи выступили Центр социальных инноваций «Музейный опыт» (создан Некоммерческим партнерством «Центр развития музейного дела», победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина), ИКОМ России и Российский этнографический музей.
Фото - Леонид Рыжик
Comments