Отдел сборки чудищ
Я хочу рассказать о выставке «Морские чудища», которую я посетила в начале 2020 года в Финляндии. Местом моего путешествия оказалась Котка — город на юге Финляндии, расположенный на берегу Финского залива.
После двух дневной прогулки по городу и его окрестностям, в которых органично соседствуют уютные деревянные домики, в том числе старинные, строгие каменные церкви с природным северным ландшафтом, я вместе с моими спутниками (моей семьей) направилась в Морской центр «Велламо» (Vellamo).
Внешний облик этого центра напоминает ультрасовременный гигантский корабль, что подчеркивает его специфику и само место, где он находится. Центр был открыт в 2008 году. Под своей «высокотехнологичной» крышей он объединяет пространственно и содержательно три музея и выставочных залы для временных выставок. Его экспозиция, основанная на коллекциях Морского музея Финляндии и Краеведческого музея провинции Кюменлааксо (Кюми), в которой находится город Котка, позволяет посетителям ближе познакомиться как с самой страной, ее морскими владениями, так и с традиционным укладом жизни финнов. Помимо выставок «Велламо» проводит большое количество различных мероприятий. Сами не ожидая того, мы провели в музее почти целый день. Не устав, посмотрели целиком его экспозицию, состоящую из нескольких тематических разделов, и все без исключения временные выставки. И в завершении посетили кафе и сувенирную лавку.
На всем протяжении нашего маршрута в музее мы не встретили ни одного смотрителя. Их там нет. Только администратор при входе. Все двери открываются автоматически, предупреждающие сигналы и ограждения грамотно продуманы и предусмотрены навигацией, удобным и понятным этикетажем на нескольких языках, в том числе на русском. При посещении выставок «Морские чудища», «Стекло для всех — Karhula 1889-2009», «Мозаика», «Свадьбы! Истории о любви» и экспозиций: «Полярная звезда, Южный крест», лодочный зал, история морской пограничной службы, — в первую очередь обращаешь внимание на пространственное решение, эстетику и особый архитектурный язык, который ведет тебя. При этом разномасштабные по содержанию и стилистике залы органично соединяют в себе различные экспонаты, от произведений живописи до крупногабаритных настоящих яхт, от археологии до старинной корабельной скульптуры, от фрагмента настоящей каюты до уютного пространства для отдыха детям, оформленного, как каюта. Будучи музейщиком, конечно, обращаешь внимание всегда в музее на то, а как это сделано и как это работает на посетителя.
В «Велламо» чувствовалось, что проработана концепция каждой выставки от сценария движения посетителя внутри разных тем этих выставок до материала напольного покрытия, качества витрин, этикеток, аннотаций и сопроводительного текста, который составлен и не труден для прочтения всеми категориями посетителей, будь то ребенок, пенсионер, студент, музейщик, турист и т.д. Учитываются разные уровни восприятия, например, по всему музею проходит детский маршрут с придуманным персонажем этого музея — веселой собакой в оранжевом спасательном жилете, со своей навигацией, зонированием и доступной детскому восприятию информацией. В целом, считывалась междисциплинарная командная работа при создании всех этих выставок и экспозиций: музейный специалист, художник, архитектор, дизайнер, сотрудник пограничной службы (если речь идет о выставке про морские службы в погран.зоне) или школьный педагог и детский психолог, без всех них здесь не обошлось.
Самой последней выставкой в нашем маршруте по музею оказалась выставка «Морские чудища». Войдя в зал, нужно было снять обувь, так как пол выставки был сделан из мягкого покрытия, своего рода ковра. Любой посетитель от ребенка до взрослого обязан был следовать правилам: если хочешь узнать про морских чудищ — снимай обувь и отправляйся по выставке в любую сторону света. Это интерактивная театрализованная выставка, на которой взрослым, в том числе и мне, было также увлекательно и интересно, как и детям. А их на выставке вместе конечно же с родителями было не мало. Пол, по которому можно было ходить, бегать, валяться, был оформлен как карта путешествий.
И выставка на первый взгляд рассказывала о неизведанном и только открывающемся мире морей и океанов в восприятии человека эпохи Возрождения. Этот рассказ об исторических фактах был построен не только на визуальном ряде материалов первых географических открытий и полулегендарных знаний о морских глубинах, но и на текстах и образах, созданных специально для выставки. Знания и представления из морских карт и средневековых текстов были интерпретированы современными финскими авторами, номинантами премии имени Астрид Линдгрен 2019 года. Это писатель Лаура Руохонен и иллюстратор Эрик Калласмаа. В «Отделе сборки чудищ» на стене на липучках были развешены части чудовищ, из которых ты сам мог собрать фантазийного веселого или ужасного морского монстра. Но на самом деле выставка говорила не только про историю освоения морей и встречи с чудовищами в далекие «донаучные» времена, но и про глобальную современную проблему. Через формы и тексты XVI века о неизведанных глубинах и морских чудищах выставка приводила к проблемам нашего времени — экологической теме загрязнении мирового океана современными чудовищами — пластиком и прочим мусором, производимым человеком.
Наслаждаясь необычным таинственным приключением, чему способствовали на выставке и цвета, и свет, и мягкие красочные чудища, которых можно было трогать, в которых и на которых можно было забираться, звуковое сопровождение, легкие в восприятии тексты, загадочные банки с разноцветной водой (цвета морей), в финале выставки ты попадал на подводную лодку. И опускаясь в морские глубины ждал появления чудищ. И перед тобой появлялись не каракатицы, змей или гигантские осьминоги, не фантастические твари, а бутылки и разный мусор. Подобное преставление в музее проблемы загрязнения человеком природы через игровую и позволяющую в начале даже расслабиться выставку о том «когда земля была плоской, а море было полно чудовищ», произвело на меня и всю нашу компанию большое эмоциональное впечатление. А фотографию с табличкой «Отдел сборки чудищ» я обычно показываю на первом слайде своей лекции о музейном дизайне.
Выставка «Морские чудища» была открыта с 12.04.2019 по 16.01.2022. О выставке на сайте Морского центра «Велламо»
https://www.merikeskusvellamo.fi/ru/%d0%bc%d0%be%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d1%87%d1%83%d0%b4%d0%b8%d1%89%d0%b0/