top of page

Репортаж о музее Ленинского района

Как много надо знать об окружающем мире, чтобы ощущать себя его частью? Иногда кажется бесконечно много, но иногда для этого хватает истории своего района. Знать, как появились улицы, как была прочерчена граница района в городе, какие люди вливали в него свои силы. На такие вопросы смог мне ответить Центр истории развития Ленинского района. Это молодёжный центр, но с очень богатой и насыщенной музейной составляющей. Куда ни посмотри — всюду матрешки! Каждый камень имеет номерок, каждый номерок привязан к дому, дом — к улице, улица — к району. И так все интересно!.. Каждая травинка учтена и записана, а значит, имеет свой номер и соответствующую ему книжку, где описана история этой травинки.

Кажется необычным, что до того, как меня сюда пригласили, я и не знал о его существовании. Я видел похожие музеи в Железнодорожном, Центральном районах, но не слышал о собственном. Вот так он спрятался рядом с гигантом, находящимся через дорогу — Монументом Славы! Позже я узнал, что этот музей сотрудничает с Постом № 1, занимающимся патриотическим воспитанием молодежи и несением вахты Памяти у Вечного огня. Почетный и величавый сосед! Так же, как и я, немногие из моих знакомых смогли сразу сказать мне, где находится этот музей.

— Библиотека Гайдара?

— Вон она, дальше по улице.

— Монумент Славы?

— Так вот он, пройдите квартал, увидите плац, не пропустите!

— Музей Ленинского района?

— ...

И неужто само крылечко не кричит о доме, в который оно приглашает? Да нет же, белая стена дома выдает вперед ярко-красную вывеску. Ступени всегда подметены. Внутри тепло, а сотрудники этого Центра подскажут, куда вы попали. Пройдя от двери налево к гардеробу с небольшой ширмочкой, откуда на вас глядит строгий оценивающий взгляд смотрителя, вы попадаете к столу с книгой отзывов и предложений. Вещь удобная — всегда видно, насколько популярен музей, как его можно улучшить и куда можно стремиться.

Мое первое посещение было ознаменовано открытием выставки, посвященной юбилею НПО «Луч» (бывшему заводу № 677). Тогда мне не удалось в полной мере увидеть весь музей в работе. Я был удивлен тому, что в начавшейся экскурсии был использован вступительный ролик, собиравший в себе всю информацию о коллективе завода. Как я позднее узнал, каждая экскурсия сопровождается если не информационным роликом, то мягкой мелодией, дополняющей общее ощущение. Левое крыло музея содержало, помимо экрана, на котором и шел ролик, несколько стеллажей, удививших меня своей находчивостью, фотографии, развешанные на натянутых от пола до потолка нитях, и информационный стенд со штрих-кодом группы музея в соцсетях. Позже там появится фотозона — полностью белая комната с меняющимися декорациями. Воистину молодёжно и гениально! Музей использует ее для съемки историко-патриотических роликов и фотосессий с участием как посетителей, так и фотомоделей, которые занимаются здесь же, в одной из секций Центра.

Правое крыло открывается небольшой деревянной сценой, где те же модели, переодетые в исторические костюмы, реконструируют бытовые сценки. Это очень помогает погружению в тему экскурсии. Богатство форм стеллажей и витрин помогает ярче воспринимать экспонаты. Крыло завершается небольшим залом, в центре которого находится макет села Кривощёково — исторического начала Ленинского района и города Новосибирска. Визуально музей приятен, ведь он насыщен многообразием цветов и форм, а также восхищает ценностью хранящихся в нем экспонатов. Я смог увидеть и даже лично примерить воссозданную солдатскую форму времен Гражданской Войны в России и сфотографироваться у пулемета Максим (ударение, оказывается, делается на букву а!). Причём, не просто примерить, но и принять активное участие в реконструкции одного из моментов войны.

В последующих экскурсиях я заметил один недостаток Центра: экскурсант, что наравне со мной участвовал в экскурсии, был явно не заинтересован в том, что рассказывал экскурсовод. Как позднее я узнал, он испытывал трудность в понимании смысла рассказа экскурсовода. От экскурсоводов я услышал подобную предыдущей проблему — отсутствие молодых кадров в команде музея. Разница между двумя поколениями вызывает отторжение при усвоении информации. Часто экскурсии проводит заражающая своей энергией и уверенностью руководительница Центра — Пермина Наталья Геннадьевна. Она более подкована в происходящем (особенно, когда речь касается событий последней четверти XX века), но вместе с тем у младших посетителей она не вызывает особого доверия. Напротив, экскурсовод, более располагающий к себе, Полина Ивонина, хоть и пересказывает чужое видение (что заметно по более расплывчатой речи), как раз и привлекает к себе внимание младшей аудитории.

Музей Ленинского района — место, обязательное к посещению для его жителей, ведь знание места, где ты живешь, помогает легче определиться с тем, какое место займешь ты.

bottom of page