Анна Кондратьева — основатель, владелица и руководитель Музея кошки и арт-пространств Республика кошек и котов, ветеринарный врач. Выпускница магистратуры кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ. Мама троих детей. Покровительница эрмитажных котов и кошек. Анна много путешествует и, конечно, ходит с детьми по музеям. На встрече клуба «Музейное посольство», посвященной музеям Америки, Анна рассказала и о том, каким представляют себе идеальный музей в ее семье.
Коротко об особенностях музейного потребления нашей команды.
Чаще всего посещаем музеи большой разновозрастной группой, состоящей не только из пяти членов нашей семьи, но и компаньонов. Мы стараемся посещать музеи по несколько раз, отказались от идеи «объять необъятное». Посещение музеев для нас – это как фильмы смотреть или книги перечитывать. Посещая новый для нас музей, мы сначала проходим везде, обзорно по всей экспозиции, а потом уже возвращаемся к отдельным фрагментам. Либо сразу договариваемся осмотреть часть, чтобы потом вернуться (назавтра или через год-два).
У каждого ребенка есть свои предпочтения.
Старший сын неравнодушен к макетам и миниатюрам, особо требователен к санитарно-гигиеническим аспектам и ценит возможность подкрепиться.
Средний часто оценивает музеи по наличию механизмов. Даже если их нельзя покрутить, то ему важно понять, как это крутится.
Младшая дочка готова ходить везде. Но музеи, где есть животные (на картинах, в витринах или в качестве сопровождающего персонажа), имеют преимущество.
Обсуждая и суммируя свои впечатления о музеях, сравнивая музеи между собой и свое восприятие музеев, мы вычленили несколько ключевых моментов. Я постаралась их сгруппировать, получилось три блока:
Путь в музей. Ожидание встречи с прекрасным: всё то, что перед музеем, – с какими ожиданиями и настроением дети туда едут, от чего будет зависеть их восприятие экспозиции.
В музее. Собственно музейные впечатления.
Уходя. Послевкусие, то, что остается «на выходе» и что влияет на то, какими будут воспоминания.
Путь в музей
Приглашение
Для моих детей важно какое-то особое («индивидуальное») приглашение. Что они не рядовыми посетителями идут, а по-особенному. Не имеет значения, пригласил нас кто-то из моих коллег на чудесную выставку, либо это дежурное приглашение, выданное в детской библиотеке: «Дорогой друг, приходи, у нас для тебя есть такое мероприятие!» Особенно ценится персонализация по возрасту, когда тебя зовут, а другие – просто сопровождающие.
Событийность
Очень важна событийность – что-то, что происходит в музее именно сегодня и делает именно этот визит особенным.
Определенность
Отправляясь в музей, дети хотят знать, что конкретно они там будут делать, чего ожидать, сколько времени это займет, что их ждет, какая-то особенность, что-то, на что стоит обратить внимание (о чем спросит строгий папа на выходе). Перед посещением стараемся собирать впечатления знакомых, смотреть информацию в афишах и на сайте музея.
На этом этапе очень помогают медиацентры музея. Территориально медиацентры можно было бы отнести ко второму пункту «в музее», но функционально они готовят к посещению, дают возможность получить базовые знания. За это медиацентры очень ценятся моими детьми: систематизируют имеющиеся знания, а если у пришедшего в музей человека ноль знаний, он садится на лавочку, смотрит какой-то образовательный фильм, проникается духом места и готов к знакомству с экспозицией музея.
Детский сайт Американского музея естественной истории называется Ology - «Ология», как в зоологии, биологии, энтомологии и т. д.
В музее
Если говорить о самой экспозиции и ее возможностях, то хочется обратить внимание на такие вещи:
Дизайн, инфографика, навигация
Современные дети очень чувствительны к дизайну, оформлению музея, даже шрифтам. Кажется, что даже не прочитывая слова, дети считывают время создания надписей. Если всё написано каким-то не очень современным шрифтом, им уже заранее не интересно.
Системная навигация, размещенная в ожидаемых местах, не только ориентирует в пространстве, даря ощущение безопасности, но и «раскладывает по полочкам» полученные в музее знания, выявляя белые пятна.
Сейчас многие музеи переходят на инфографику – в навигации и этикетках. Это очень удобно, особенно в иностранных музеях. Интересное решение: использовать в навигации фотографии пользователей Инстаграма (Подборка, что можно увидеть в музее, или топ-10) и создавать несколько уровней навигации – для взрослых, детей и тинейджеров.
Дети обычно зависают, им сразу становится особенно интересно не только прочитать, но и увидеть, посмотреть на музей глазами сверстников или друзей.
Всё чаще в музеях мы встречаем размещение навигации на полу. Там, где это возможно. Обычно это удобно. Но, например, в Естественно-научном музее в Нью-Йорке по всему музею огромные стрелки, указывающие путь в столовую, чрезвычайно неуместны и отвлекают.
Гид: аудио, сопровождающий персонаж, карта, маршрутный лист
Мои дети аудиалы. В повседневной жизни – это аудиокниги, в музеях радуются гидам, причем с удовольствием слушают и во взрослых музеях.
Например, в Музее Сальвадора Дали дети два часа ходили с наушниками от экспоната к экспонату, всё прослушали, им было интересно. Впервые я столкнулась с этим явлением в нашем любимом Нордическом музее в Стокгольме на выставке вышивки. Выставка была с аудиогидами и с элементами мозаики, где можно было по клеточкам собирать узоры. После этой выставки у нас всех к вышивке отношение очень сильно изменилось. Раньше я не смогла бы себе представить, что можно на одном дыхании смотреть (и слушать!) полтора часа. Я не знала, что это так интересно.
Музей Дали, Петербург, Флорида, аудиогид
Северный музей, Стокгольм, театрализованный аудиогид
Сюда же, к гидам, я отношу и сопровождающего персонажа, какого-нибудь котенка, лисенка, того, кто тебе на понятном языке скажет, куда смотреть, на что обратить внимание. А также различные карты, навигаторы, маршрутные листы.
Отлично, если сопровождающего персонажа можно будет забрать с собой: на маршрутном листе, грамоте и в качестве сувенира.
Объекты- символы
Детям очень запоминаются в музее объекты-символы. Объект, который напрямую не является экспонатом, но несет в себе смысл, идею, воплощает что-то важное в музее, наверняка вызовет восхищение и запомнится.
Потрогать, заглянуть в музейное закулисье, «лисьи тропы»
Временные выставки
Всегда интересно приходить в музей вновь и вновь в предвкушении чего-то новенького.
Бытовые вещи: кафе (возможность пообедать в музее), место перекуса (возможность устроить пикник с собственной едой), питьевой фонтанчик, туалет
Для моих детей, особенно для старшего, важно, какой туалет в том месте, куда мы идем. Насколько он чистый и какой в нем запах. Например, в музей Приютино дети всегда ехать со мной отказываются именно из-за туалетного вопроса.
Как ни странно, дети всегда запоминают зону принятия пищи. Особенно крайности: модные ресторанчики музеев современного искусства или продавца хот-догов в коридоре у туалета. Для детей (да и для родителей) важно, чтобы можно было походить по экспозиции, потом зайти в кафе, не покидая музей, затем вернуться обратно в музей. Отдельный разговор про меню: супы, овощи, компот, а не чипсы с газировкой. Желательно, чтобы в кафе было не обязательно что-то покупать, можно было бы достать из рюкзачка свои запасы, подкрепиться, разогреть в микроволновке, налить воды.
Детская комната, игровая площадка
Хорошо, когда не только «детские», но и «взрослые» серьезные музеи думают о семейной аудитории, о детях своей целевой группы. Также для детей очень важно оказалось наличие игровой комнаты или детской площадки. Особенно в тех музеях, где экспозиция не предполагает интерактивных уголков.
Музей Дали, Петербург, Флорида, детская комната, лабиринт и зона отдыха у входа
Лучший пример: Музей северных стран (Стокгольм, Швеция). Суровый, взрослый, серьезный музей по соседству с Юнибакен и Ваассой, в который мы долгое время не решались зайти с детьми. А очень хотелось. Но там оказалась самая замечательная детская площадка из всех, что мы посетили. Не развлекательная площадка, не комната с мультимедиа или мультиками, а уголок экспозиции, где можно потрогать, примерить, прожить всё, мимо чего тебя провели за ручку во «взрослом» музее.
Северный музей, Стокгольм, детская игровая площадка
Место ожидания/место встречи
Знаю по себе, семейным посетителям особенно необходимо ощущение комфорта и безопасности в музее. Заходя в музей, мы обычно сразу договариваемся, где встречаемся, если вдруг потерялись. Обычно это место на входе-выходе, у заметного издалека объекта. У меня есть еще и свой лайфхак: стараюсь одевать детей если и не одинаково, но в одежду одного цвета, чтобы было легче отслеживать их передвижения боковым зрением.
Северный музей, Стокгольм, место ожидания
Обычно мы путешествуем всей семьей (нас пятеро), но чаще – расширенным составом: с друзьями, бабушками и дедушками. Большая компания вносит свои коррективы. Музейные привычки и скорость восприятия у всех разная, и важно не торопить друг друга. Я часто себя ловлю на том, что в каком-нибудь детском музее мне хочется сказать: «Ну, всё, пойдем уже», и я понимаю, что это совершенно неправильно. Ведь в другой раз, когда я буду на чем-то зависать, мне ребенок скажет: «Здесь не интересно, пойдем дальше». Мы договорились, что стараемся друг друга не торопить, поэтому, если кто-то один надолго остановился у экспоната, было бы хорошо, чтобы неподалеку было место, где можно сесть, подождать.
Очень здорово, когда в музее есть места (маленькие островки на разных участках экспозиции), где можно почитать книги из тематической подборки, музейные издания, порисовать, пособирать кубики, пазлы. Многие музеи сейчас делают такие LEGO-уголки. Мы обычно берем с собой блокнотик для зарисовок, это всегда выручает.
*Из чек-листа родителей
Доступность для семей с младенцами*
Сейчас для нас это уже не так актуально, да и в музеях стало с этим вопросом проще. Раньше меня, конечно, интересовали места для коляски, пеленальные столики, детские стульчики в кафе, места для кормления – всё, что сейчас продвигает Анна Михайлова.
Когда у нас были младенцы, самым чудесным городом для мам с колясками оказалась Барселона: там не было ни одного порожка, ни одной ступеньки, куда бы мне было не въехать с коляской. Я неделю ходила по городу в тайной надежде встретить препятствие, но так и не нашла.
Гардероб*
В российских музеях гардероб – достаточно очевидная вещь, но во многих странах его нет или это платная услуга, стоит 5-10 долларов за одну вещь, а для нашей большой семьи это ощутимо.
Парковка для автомобиля, расположение и доступность на городском транспорте*
Уходя
Что останется от сказки потом, после того, как ее рассказали?
Забрать с собой (наклейка, диплом, открытка): рассказать и показать друзьям
Уходя из музея, дети хотят унести его частичку с собой. Им нужно что-то забрать на материальном носителе, чтобы потом рассказать, показать. Хорошо, когда в музее есть качественный и, желательно, недорогой сувенирный магазин. Но особенно ценно для «жадных» родителей, когда в музее что-то дают бесплатно, например наклейки. Маршрутные листы пользуются не такой популярностью, интереснее, чтобы на выходе дали грамоту, куда можно вписать свое имя.
Хорошая (и не затратная для музеев) идея – ставить штампы-печати на открытках, рисунках, в специальных паспортах.
Многие музеи в США балуют детей основательно: дают не только наклейки, но и значки, нашивки на одежду, поощряют детей рассказывать сверстникам про те места, где они побывали. У меня так ребенок нашел компанию, чтобы пойти на вечеринку для тинейджеров в «Метрополитен»: просто пришел в школу после очередного посещения музея с паспортом тинейджера, одноклассники увидели и стали расспрашивать. Важно что-то принести с собой, чтобы потом показать друзьям.
Сувенирный магазин
Сувенирные лавки достойны отдельной встречи. Музейный магазин – наше всё. Мы не так часто покупаем: мы договорились, что можно многое сфотографировать. Сфотографировать, переосмыслить и придумать свои сувениры – в Музей кошки и Республику кошек.
Впрочем, фотографии в телефоне – тоже сувениры.
Уйти, чтобы вернуться: членство и чувство сопричастности
Во многих музеях есть такой товар-услуга, как годовое членство. Приходя, ты покупаешь билет, а уходя, если тебе понравилось, можешь доплатить такую же сумму, и у тебя будет абонемент на целый год безлимитных посещений.
Мне, конечно, повезло, потому что мои коллеги поделились карточкой ICOM, которая дала возможность ходить всей семьей бесплатно, но на некоторые музеи эта карта не распространялась.
За время пребывания в США мы стали обладателями сразу нескольких членских карточек. Например, нашим фаворитом стал Естественно-научный музей. По членской карточке, которая стоила как два семейных посещения, мы получили не только возможность посещать музей неограниченное количество раз, но и бесплатную парковку, скидку 20 % на товары сувенирной лавочки и кафе, пропуск на особые мероприятия и четыре билета для друзей. Приятным бонусом для всех друзей музея является программа поддержки со стороны компаний «Юниверсал студия» и «Дисней»: многие фильмы – новинки студий – можно смотреть в кинотеатре музея. На нашу семью из пяти человек это был весомый подарок. Мы ходили на все фильмы, это был отличный повод еще раз прийти в музей. Пожалуй, это был самый востребованный абонемент. Семейное членство музея дает особое чувство сопричастности. Я иду и знаю, что мне не надо будет стоять в общей очереди, с ощущением, что это мой музей.
За чувством сопричастности можно обратиться и к волонтерским программам. Теперь, с появлением тинейджера в наших рядах, это еще один пункт в сфере интересов нашей семьи.
Планы после музея
… а потом пойдем в…
AfterParty: куда отправиться из музея?
Часто бывает сложно переключиться и вовремя уйти, особенно, если еще не всё осмотрено или музей еще не собирается закрываться (как мы любим).
Важно заранее подготовить и вовремя предложить достойную смену деятельности. Для большинства любимых музеев у нас есть устоявшиеся планы на «после музея». Например, после Эрмитажа – кататься на роликах по Дворцовой и гладить котов, после «Метрополитен» – устроить пикник в Центральном парке.
Центральный парк, Нью-Йорк, пикник в лучших американских традициях
Comments