Top.Mail.Ru
zhizn-za-chas
top of page

Жизнь за час

Репортаж с выставки «Коми: человек, ландшафт, миф» (Национальная галерея Республики Коми), которая собрала в себе все цвета, формы, звуки и слова, по которым мы узнаем наш Родной край.

А вы тоже, когда приходите на выставку, не торопитесь с первыми шагами? Перед тем, как полностью окунуться в замысел и идею выставки, забыть о мире и суете вокруг, я поставила перед собой цель — за один час понять суть, которую передают кураторы пространства и через призму своего личного мироощущения прочувствовать, что же вокруг меня находится, как раскрывает меня как человека...

Еще в момент погружения в голове возник вопрос: «А что же такое человек? Или всё-таки, кто такой человек?» Если бы мы могли, то как бы разложили человека на состав, какие бы приписали ему свойства? Доктор ответит, что он состоит из органов, костного скелета, мышечных тканей. Священник скажет, что человек есть тело, душа и дух. Для историка человек полностью состоит из событий, которые происходили с ним и его предками, и из воспоминаний об этих событиях.

На выставке «Коми: человек, ландшафт, миф» я увидела особый состав человека, который тонко чувствует происходящее вокруг него, на которого влияют события и люди, кто не безразличен к окружающему миру. Из чего же состоит «мой человек»?

«Мой человек» — это тот, кто знаком с Республикой Коми. Но знакомство это не поверхностное, не легкомысленное, не бездумное. Это скорее сравнимо с дружбой, с близостью по духу, когда ты знаешь тонкости, подводные камни. «Мой человек», которого я увидела на этой выставке, знаком с Республикой Коми именно на таком уровне.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю, разложу на состав «Моего человека» (порядок элементов не столь важен, он скорее немного приоткрывает завесу меня, на что я обращаю внимание в первую очередь). Первая составляющая — «Вера». Вера здесь — это обращение к высшим силам, надежда и опора в том, что мы не видим воочию, но чувствуем на подсознательном, внутреннем уровне. Элемент «Вера» на выставке — это сочетание художественного и вездесущего.

Художники XX века заговорили о легендарном «зырянском апостоле», проповеднике христианства в Коми землях Стефане Пермском, используя необычный способ — они решили сопоставить языческое, архаичное прошлое Коми края с моментом его просветления, то есть с моментом прихода самого Стефана Пермского. В экспозиции представлены икона (Г. С. Тонков), скульптуры (В. Н. Мамченко, В. А. Рохин, И. В. Пылаев, В. Н. Кислов), а также рисунки в стилях живопись (А. В. Копотин, В. Н. Кислов) и графика (А. В. Мошев, А. В. Размыслов). Вера всегда была основополагающей для человека — фундамент, на котором стоит всё.

Вторая составляющего — «Гулаг». Темное, жесткое, страшное слово, о котором не хочется думать, однако оно остается частью человека. Коми край не понаслышке считается местом, где во времена СССР было одно из самых больших скоплений концлагерей и спецпоселков. Как менялась жизнь местных людей, что принес на Коми землю период репрессий и что оставил здесь на века, можно отследить через работы графических художников В. В. Полякова и В. Г. Постникова. Немало живописных картин, которые своей атмосферой, цветом, фактурой передают настроение того времени, грамотно вписаны в экспозицию. Их авторы К. К. Пантелеев-Киреев, А. С. Кузнецов, Л. Н. Рыминский, В. И. Прокошев, А. М. Комаров, Я. Я. Вундер предоставляют нам возможность увидеть жизнь в лагере глазами заключенных.

Третьей составляющей «Моего человека» я бы назвала одним словом — «Труд». В выставке я смогла прогуляться по двум залам, связанным между собой не только этим элементом, но и тематикой освоения богатств Коми земли. Через художественное осмысление Севера как места, наполненного нетронутыми, чистыми объектами, мы наблюдаем процесс его осознания и покорения. «Произведения заставляют зрителя по-новому взглянуть на девственный северный пейзаж, преобразованный на полотне». Принимая участие в творческих поездках, в геологических партиях (Я. Я. Вундер, С. А. Торлопов, Г. А. Дмитриев, В. И. Смирнов, С. С. Асташев), творцы нашли изобразительное отражение в художественном познании территории.

Труд на Севере — часть жизни, труд в Республике Коми — причина жизни. Здесь труд можно назвать определенным видом романтики, которая стала таковой лишь по причине своей необходимости. Но люди всё же нашли в труде и яркие, близкие им моменты! «Главные герои искусства 80-х годов XX века — шахтеры, буровики, сплавщики строители, монтажники — люди труда, труда тяжелого, многодневного, на грани человеческих возможностей».

Следующий элемент, неразрывно связанный с народом, с его цветом, с его мелодией — это «Традиции». Я думаю, что не только «Мой человек», любой человек в принципе впитывает в себя в течение жизни традиции определенное народа, с которым чувствует тесную связь, чувствует в своей жизни проявления этого народа. Часто можно наблюдать, как традиции тонкой нитью просачиваются через обыденное в жизни.

Традиционная культура и искусство Коми народа прекрасно ретранслируется и особым образом преображается через работы художников и мастеров. «Наиболее яркое воплощение деревенская тема нашла в живописи. Для одних художников она стала лишь этапом творческой биографии, для других определила основное содержание всего творческого пути». Работы объединяет одно настроение, цветовые сочетания, сочность, яркость, некая обособленность от остального мира.

Завершающий элемент, который не меньше всех остальных влияет на создание человека наполненного, живого, размышляющего, мечтающего — «Миф». В привычном понимании миф — это что-то вымышленное, фантазия, в которую верят, это «рассказ, который иллюстрирует представления человека о миропорядке». Отдельные мифы в каждой цивилизации складывались в систему мифологии, на основе которых у людей формировалась концепция своего мироощущения — во что верить, чему поклоняться, что нужно избегать и т.п.

Я бы сказала, что в определенной степени миф являлся жизненно необходимым элементом, так как через миф древний человек познавал совсем незнакомый, пугающий его мир, соединялся с ним и находил в его явлениях особенный, значимый ему смысл. Так зародилось представление о проявлениях природной силы как об особом языке общения с человеком. В выставке художники В. Г. Игнатов, А. В. Мошев, П. Г. Микушев, Ю. Н. Лисовский, Н. Л. Жилин и другие пытаются отразить через красочные работы систему нашего мира и те явления, от которых зависит судьба жителей Коми земли. «Концепция зала двойственна по своей структуре: отобранные произведения направлены не только на знакомство посетителей с основными мифологическими представлениями народа коми, но и подчеркивают их авторскую интерпретацию...».

Человек равно жизнь. Жизнь «Моего человека» яркая, наполненная, неоднородная, динамичная. Она меняется, какие-то элементы выходят на передний план, другие перестают быть первостепенными, задающими направление жизни. Однако, ни один из перечисленных не исчезает — так или иначе человек «пропитан» этими составляющими, они остаются в нём, практически проникают в ДНК и в нужный момент показывают себя миру.

bottom of page