Top.Mail.Ru
zapiski-spizialnogo-erskursavoda
top of page

Записки «спИцЫального эРскурсАвода»

Дети любят наш музей, а он им отвечает взаимностью: историю делает ближе, науку — понятнее, а абстрактное «промышленное производство» превращает в ежедневный трудовой подвиг пап и мам, дедушек и бабушек. Наш музей, а точнее музейно-выставочный центр «Апатит», — то место, откуда никто не выйдет прежним: унесет багаж знаний, впечатлений и чувств.

Особенно — школьники. Такие гости всегда и радость, и особенная ответственность. Как сделать стандартизированное путешествие по залам — захватывающим? Как перестроить свою речь, какой взять темп? Как удержать внимание и при этом не превратиться в цербера, что охраняет общую дисциплину. Как быть интересным? Это главный вопрос, который задаешь себе, общаясь с юными посетителями.

...И вот они передо мной — дюжина восьмилеток, маленьких художников, учеников школы искусств. Как люди творческие, они чувствуют себя свободно даже в строгой атмосфере залов производства и истории, сыплют вопросами, а особенно нетерпеливые трогают за рукав: обратите же внимания, тётенька-экскурсовод, тут мысль пришла важная!

Дети вообще хотят ко всему прикасаться, им нужна тактильность, «трогательность». Прозрачные кубы с суперфосфатными удобрениями, что производит компания «ФосАгро», для них — разноцветный песок, крупа и бусинки, которые здорово было бы пересыпать в руках. Но история о фосфоре, как об ускорителе роста — и их роста тоже! — заставляет задуматься.

В зале истории ребят привлекает карта с названиями саамских топонимов — читаем вместе, вслух: — йок, -пахк, -чорр, -порр. Теперь они сами могут перевести с саамского на русский, вернее, расшифровать значения слов Китчепахк — дозорная гора, Лутнермайок — река залива с поймой, Эвеслогчорр — гора у ложбины, где охотники хранят припасы...

Часы встречают их и отбивают время выпуска 30-х годов. Дети вздрагивают и замирают — восторг! Говорю им: «Старинные часы приветствуют вас, говорят, что приходит ваше время!». А чтобы вспомнить тех, чье время было ранее, идем звонить по настоящему рудничному телефону («А как набирать? Крутить кружочек, этот, с дырочками?»). Тут можно услышать голоса тех, кто начал осваивать Север. Вот они, первопроходцы — смотрят на нас с фотографий их мужественные, красивые лица. И мы, конечно, вспоминаем роман Каверина «Два капитана»: экспедиции в Арктику — это всегда трудно, но и героично.

Важно помнить о той точке, с которой глядят на мир дети — в буквальном смысле они маленькие и обзор экспонатов у них совершенно иной. Прямо перед ними, на уровне роста второклассника, интереснейшие инструменты: поляризационный микроскоп XIX века, горный компас, паяльную трубку для начального определения химсостава минералов и теодолит, особый маркшейдерский и геодезический оптический прибор. Надолго останавливаются ребята возле рудных ламп, рассматривают первые инструменты горных рабочих — кувалду и скребок, обсуждают сияющую апатит-нефелиновую руду — камень плодородия, так похожий на сахарный песок. Крошечные красные книжечки в коробке надолго привлекают внимание. «Это сказки?» — «Нет, это «Собрание резолюций и постановлений съездов конференций и пленумов ЦК ВКПБ за 1925-32 годы»... И тут мы задержались не зря:
— Дети, кто привел геологов в Хибины? Кто организовал первые минералогические экспедиции? Кто для нас с вами самый важный тут человек, в честь кого названа улица в соседнем городе и кому стоит в нем памятник? Кто же это?
— Ленин!..
И все-таки это — Ферсман, дорогие ребята. Хотя и тому и другому памятники, действительно стоят.

Геологические образцы — вот главная стихия маленьких художников, которым важны форма и цвет. Удивительных форм минеральный мир предоставляет множество: отдельные кристаллы и кристаллики, друзы, жеоды, кабошоны и даже — буквально! — звезды, например, астрофиллитовые. Ну а цвета тут можно встретить самые эффектные — от сиреневых аметистов до ярко-кобальтовых оттенков кавансита. Дети отмечают, что природа — лучший живописец, она сама создает такие каменные орнаменты и даже пейзажи, как на образце лиственита, что не каждый человек повторит. Вот перед нами по-настоящему важные для живописи минералы: киноварь и аурипигмент, азурит, из которого Микеланжело извлекал пигмент краску для росписи купола Сикстинской капеллы. Ребята и их педагоги вместе приходят к выводу: если ты не уверен в сочетании цветов — приходи в музей, посмотри на минералы и бери с них пример!

Немного жутко заглядывать в зал-подземелье — тут в витринах мы видим макеты подземных рудников, и как же радостно вновь выходить «на поверхность» — к рудникам открытым. А затем вместе идем беседовать в детский уголок, где каждый находит цветные карандаши и бумагу: разговаривать маленьким художникам привычнее за работой.

Так что же им тут запомнилось, что понравилось?
— Что минералы не обычные, а еще и светятся!
— Что на руднике работают люди, которые перевозят камни!
— Что у вас все игрушки как живые — мы долго смотрели, как работает экскаватор...
А зачем вообще нужны музеи?
— Есть такие люди, они в горе не работают, но хотят посмотреть, что же там находится? В музее можно...
— Чтобы дети все подробнее узнавали, чтобы было как в школе, только повеселее. Мы ведь уже устали на уроках сидеть!
— Музеи нужны не только взрослым, но и детям, потому что дети изучают всякие интересные вещи. Им даже больше они нужны — они же быстрее все запоминают! А у родителей работы много, времени не хватает.
— В музее не все можно руками трогать, даже чуть-чуть, чтобы случайно ничего не уронить и не сломать. А если бы разрешали — мы бы потрогали!
...Как говорил один известный киноперсонаж, работа с детьми не допускает брака. Работа с детскими экскурсиями требует не только выдержки и звонкого голоса: тут необходима особая теплота, уважительность, способность моментально переключаться с темы на тему и та самая общая эрудиция, что делает взрослого — авторитетом.

И вот — они, снова вопросы, обо всем на свете, о том, что успели и не успели увидеть в музейных залах:
— Вы рассказывали, что бобры у нас исчезли, а ондатры появились. Значит, ондатры истребили бобров?
— А здесь находили динозавров? А мамонтов?
— А алмазы у вас продаются?
И, наконец, самый неожиданный:
— Вы нам обещали всё показать. Почему не показали?
— Как же, мы с вами побывали уже во всех залах!
— Нет, — уверенно отвечает маленькая рыжая девчонка. — У вас есть комнатка с железной дверью и замком, там написано «Стой, напряжение!». Мы на напряжение так и не посмотрели...

bottom of page