top of page

Научно-исследовательский проект «Стань экспертом»

Данный проект был создан мной как продолжение исследования, которое я вела в магистратуре, и реализован в период работы на кафедре истории искусств и музееведения Уральского федерального университета.

Рост производственной, технологической, социальной и управленческой роли научного знания в жизни общества, приводит к тому, что гуманитарная экспертиза, выступает как своеобразный инструмент социальной рефлексии на достижения науки и техники. Причем в роли экспертов могут выступать не только научное сообщество, но и социальные институты, общественные организации и непрофессиональные эксперты, реализующие способность к творческой самоорганизации.

Цифровизация и глобализация мирового информационного сообщества способствовали расширению сферы исследований, выходу за пределы традиционной методологии и появлению нового инструментария в искусствоведении. Так технология оцифровки памятников культуры, позволяет решить ряд искусствоведческих задач:

— идентификация автора картины,

— принадлежность художественному стилю,

— поиск взаимовлияний и связей между художниками,

— фиксация состояния сохранности,

— систематизация и создание баз данных памятников музейных коллекций, архивов и библиотек на электронных носителях и в Интернете,

— популяризация искусства и художественных традиций.

Проблема идентификации автора картины является ключевой для атрибуции и необходима для работы с музейными и частными коллекциями, а также для определения стоимости произведения искусства на аукционных торгах. Актуальным остается вопрос атрибуции большого количества артефактов, авторство которых пока не установлено. Так база данных Государственного каталога Музейного Фонда Российской Федерации содержит более 85 тыс. работ неизвестных художников (на 26 февраля 2023 г.).

Главная цель проекта «Стань экспертом» направлена на поиск способа определения автора художественного памятника при помощи современных цифровых технологий. Гипотеза исследования предполагала необходимость участия большого количества респондентов, относящихся к различным возрастным и социальным группам, поэтому выход проекта за пределы магистерской диссертации был закономерным.

Проект реализовывался в несколько этапов.
В начале, для создания экспериментальной базы данных с цифровыми копиями рисунков, мы привлекли художников Екатеринбурга из экспериментально-художественной студии Л. Хабарова. Участники, за установленное время, должны были нарисовать портрет одного из присутствующих, используя оговоренные материалы (бумага, сангина, уголь). Условия создания портретов были максимально унифицированы, согласно гипотезе исследования: один круг портретируемых, одинаковые материалы для работы и даже время, затраченное на создание конкретной работы (рис. 1). Уровень мастерства художников был разным. Последнее, должно было отразиться в результатах исследования. Далее была произведена оцифровка рисунков.

На следующем этапе был осуществлен сбор экспертных мнений в виде листов опросников. В этот момент стало понятно, что процесс необходимо автоматизировать, для чего в дальнейшем был разработан интерактивный инструмент для сбора данных — «MetExpert» (рис. 2). Web-сервис использовался во время международной акции Ночь музеев в 2018 году.

Завершающим этапом стал анализ цифровых данных опросов с использованием программного пакета для статистического анализа, и кластеризации, методом k-средних на языке программирования Python.

Проект был адресован в первую очередь для профессионального сообщества (исследователей и историков искусства) как перспективный вариант направления развития искусствоведческого знания. Однако, самая заинтересованная аудитория приняла участие в проекте во время международной акции Ночь музеев 2018 (рис. 3), которая проводилась в стенах Уральского федерального университета. Именно от группы не профессиональных экспертов, возраст, образование и сфера интересов которых были представлены широко, было получено больше положительных отзывов.

Придя в университет во время ночи музеев, посетители могли узнать о тех задачах, которые решает искусствовед, а также о некоторых современных технико-технологических методах экспертизы. Участники акции могли нарисовать портрет одного из присутствующих, который впоследствии попадал в пул исследуемых работ, а также пройти web-тестирование. Интерактивный сервис, имел подробное описание алгоритма действий и разработанную шкалу оценок. Самое главное знание, полученное каждым участником Ночи музеев, это понимание тех задач с которыми сталкивается в результате своей научной деятельности искусствовед. Профессиональное сообщество также отметило перспективность использованных инструментов (результаты были обнародованы на I Международной научно-практической конференции «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна», 2019, УрФУ).

Некоторые итоги проекта. Экспериментальная база состояла из 145 рисунков, принадлежащих 17 художникам. Во время акции Ночь музеев интерактивное тестирование прошло 55 мужчин и 77 женщин (рис. 4), еще около 50 человек по ряду причин не принимали активного участия и присутствовали в качестве слушателей. Формат соучастия позволяет привлечь широкие массы к важной общественной проблеме, поэтому его использование в пространстве музея кажется интересным и перспективным. Подобная форма работы требует тщательной проработки всех этапов развития проекта, выбора инструментария и алгоритма действий всех участников.

В дальнейшем для реализации подобных проектов необходимо привлекать больше профессионалов из самых разных областей: программистов и технических специалистов, дизайнеров и художников и т.д.

Самым важным достижением проекта, считаю, опыт коммуникации. Общение с посетителями акции Ночи музеев, показало их готовность к соучастию в исследовании, при условии понимания роли каждого из них в проекте и значимости для науки в целом. Такая успешная коммуникация позволяет повысить социальное доверие общества к высоким технологиям и современному научному знанию.

bottom of page