Top.Mail.Ru
rassuzhdenija-na-temu
top of page

Рассуждения на тему…

Не так давно в ГМИИ им А.С. Пушкина проходила выставка «Бывают странные сближенья...», куратором которой выступил Жан-Юбер Мартен. Это событие вызвало много дискуссий, репортажей на тему «куратор хотел сказать...» и разных диаметрально противоположных оценок. Поэтому трудно было пройти мимо. И я решила увидеть все собственными глазами.

Первая моя реакция была далеко не положительная. В голове роились вопросы: «Зачем? Можно ли так миксовать произведения разного времени? Чему такая подача может научить?» и все в таком духе.
Мне не понравился принцип отбора по визуальному признаку: тут крона дерева похожа на голову быка — поставим рядом сосуд в форме головы быка. Или другой подход: говорим о любви- вот вам целующиеся пары в исполнении разных мастеров и еще ряд предметов, вызывающих не однозначные ассоциации.

Но при этом, меня тронули подборки живописных работ, показывающие развитие пейзажей французских полей Ван Гога через урбанистические сюжеты художников начала XX века к простому геометрическому ритму африканских орнаментов. И сравнение одежд Николая Чудотворца на иконах с работами русских конструктивистов, повещенные рядом, дало повод задуматься...

В общем, обойдя выставку целиком, я сделала вывод, что выставка «странная», наверное сейчас так модно, тем более куратора модного позвали.

Но идя домой, я стала подмечать много неожиданных «сближений», аналогий и ассоциаций в окружающей архитектуре, рекламе и просто на улице.

Дальше больше. Готовясь к новому проекту, перебирая разные изображения, я стала видеть новые «сближения», ассоциации и аналогии в уже знакомых и не очень вещах.

И потом, при чтении лекций о принципах построения экспозиции в рамках курса «Сценография выставочного пространства», не отпускали меня мысли об увиденном в музее. В ходе обсуждения с молодыми художниками экспозиции Пушкинского музея, пришло понимание смысла этой выставки. Не знаю закладывали такое восприятие организаторы, но...

Выставка эта, на самом деле, очень многогранна, и «целевая аудитория» ее очень обширна.
Для родителей с детьми здесь есть моменты понятные и интересные самым юным зрителям — найти похожести и различия в разных предметах искусства, сравнивая живопись, скульптуру и другие артефакты. Возможно, так можно пробудить первый интерес к живописи, скульптуре и , в целом, к походу в музей.

Для школьников здесь есть вещи, иллюстрирующие программы МХК и мировой истории. Представлены они совсем не в традиционном ракурсе и сочетании, но, возможно, именно такая подача заинтересует тинейджеров, в экспозиции дополнително использованы видеопроекции и мэпинг, одевающие древнегреческую скульптуру в яркие обложки.

Для более старших возрастов, думаю, может быть приятным чувство радости узнавания известных шедевров в неизвестном соседстве.

А у юных и не очень юных художников этот калейдоскоп жанров, тем, известных имен и неизвестных обломков артефактов, наверняка, вызовет не менее бурный калейдоскоп чувств, эмоций и новых идей для творчества.

И получается, что выставка на самом деле интересная, эмоциональная и очень нужная. Несмотря на то, что первое впечатление может быть далеко от положительного.

P.S. Что касается меня, то импульса полученного на выставке хватило на создание курса о выставочном дизайне для студентов одного из московских ВУЗов, нескольких лекций о работе художников разных профессий в театре для старших школьников... И запал еще не иссяк, точно будут новые лекции и проекты, хотя с момента посещения выставки прошел уже год...

bottom of page