Top.Mail.Ru
proekt-tanjushka
top of page

Проект Александры Павловской «ТАНЮШКА»

Десятого февраля 2022 года я посетил галерею Futuro в Нижнем Новгороде. Там проходило открытее выставки художницы Александры Павловской «Танющка». Хотелось бы поподробнее рассказать о ней, о тех эмоциях, ощущениях которые возникли у меня, как у простого посетителя.

Выставка создает историю о попытках определить себя, очертить свои границы, выстроить свою идентичность в ситуации, когда человек лишен некой основы и фундамента.

Для разговора об этом художница обращается к архаичному языку, а конкретно к циклу Павла Бажова «Уральские сказы».

Признаюсь, мне никогда не нравились сказки Бажова. Во-первых, меня насильно заставляли читать их. Во-вторых, я понимаю, что я слишком другой человек, находящийся в другом культурном поле. Сам его слог, очень малопонятен многим детям. Это не плохо, но и не хорошо. Это просто данность. Мы все (жители больших городов) далеки от некой народной мудрости.

Центральный объект экспозиции — длинная полоска металлической ткани, напоминающая сброшенную ящерицей чешую. Но мне больше запомнился экспонат, вдохновлённый рассказом «Малахитовая шкатулка».

Если опустить сказочную часть, в сухом остатке остаётся история независимой женщины, которую из-за её красоты и крутого нрава не принимали даже близкие люди. Единожды поступившись своими принципами и понадеявшись на неблагонадёжного мужчину, эта женщина оказывается им обманута. И она исчезает в небытие, неприкаянная.

Слова Бажова: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элемент действительной жизни, истории. В основе лежит истинное происшествие».

Я думаю, что это можно сказать и о самой выставке. В причудливых, фантазийных экспонатах скрывается боль и проблемы, которые знакомы каждому. Элементы достаточно сложносчитываемы, большинство не носят каких-то ярких эстетических узнаваемых образов. Однако реакция на эти раздражители есть. Она должна быть, и эта реакция малопонятна мне, как и большинству посетителей. Также как и диалектизмы Бажова, они яркие, но современный читатель не понимает истинного, конкретного значения этих слов.

Это незнание, неспособность привязать объекты хотя бы к какой-то единой идеи, концепции... осознание невозможности выйти из того культурного круга, в котором ты сформировался... всё это пугает и тревожит меня.

Грань между сказкой и реальностью, фантазийным и реальным очень тонка.

bottom of page