Top.Mail.Ru
o-mobilnyh-setjah-s-azartom
top of page

О мобильных сетях с азартом: настольная игра как часть профориентационного
занятия

Программа «Проектируем мобильную сеть» разработана для ребят 13-17 лет в Центральном музее связи имени А.С. Попова в 2019 году.

Цель занятия: познакомить школьников средних и старших классов с мобильной связью как с профессиональной областью.

Автор программы: Васильева Л.Н.
В реализации участвовали: Требущук Н.А., Серополка М.А., Абрамова Е.Р., Серебрякова С.Б.

В Центральном музее связи есть и оптоволоконный кабель, и базовая станция с антеннами, и модели сотовых АТС. С помощью этих экспонатов легко построить рассказ о том, как идет сигнал от одного мобильного телефона к другому. Но как рассказать об этом подростку так, чтобы это было не только понятно и интересно, но и вдохновляло на будущий профессиональный путь?

Разрабатывая занятие «Проектируя мобильную сеть» мы решили сочетать формат традиционной экскурсии с настольной игрой. В первой части ребята знакомятся с экспозицией, узнают основы устройства сотовой связи, а также рассматривают оборудование, с которым может работать, например, монтажник связи. А во второй части программы участники из пассивных слушателей превращаются в активных игроков и погружаются в тему проектирования мобильных сетей.

Как устроена настольная игра «Борьба сотовых операторов»

Игра рассчитана на 2-4 человек (или команды) и состоит из карты выдуманной Шестигранной страны, фигурок базовых станций, сот с разными частотами, монет и карточек случайных событий. Во время игры каждый участник — отдельный оператор. За один ход он может поставить новую базовую станцию в городе или деревне, получить прибыль с уже установленных станций, а также вытащить карточку со случайным событием. Случайное событие — это либо проблема, с которой часто сталкиваются операторы в реальной жизни, либо дополнительная возможность для развития, например, аренда базовой станции другого игрока.

Игра заканчивается, когда все карточки случайных событий сыграны или по истечении 30-35 минут, отведенных ведущим. Выигрывает тот оператор, чьих базовых станций больше на поле.

Как игра помогает закреплять материал

Фигурки в настольной игре символизируют те же базовые станции, которые ребята видят на экспозиции в начале занятия. Таким образом участники могут схематично представить себе условия, в которых они функционируют. А запоминая правила установки фишек на поле, игроки узнают реальные особенности устройства мобильной сети. Например, то, что соседние базовые станции не могут работать на одной частоте. Или то, что соты в городе меньше, чем в сельской местности.

«Коммерческий» аспект игры также напоминает о том, что мобильная связь — это не только отлаженная работа техники, но и бизнес.

Преимущества и сложности разработки

Очевидным плюсом является сам формат, который близок целевой аудитории и позволяет участникам занятия узнавать новое, активно взаимодействуя с друг другом. Наблюдая за ребятами, мы замечали и азарт, и искренние эмоции. Но с другой стороны, в этом же заключается и сложность: в некоторых случаях ведущим приходилось остужать пыл участников, которые чересчур серьезно отнеслись к установке базовых станций на поле. А когда на программу приходит целый класс, это подразумевает несколько столов, играющих параллельно, а значит, игроки не должны мешать своим товарищам.
Сценарий игры у каждого стола может сложится немного по-разному, поэтому важно подвести итоги и выслушать мнение участников после занятия.

bottom of page