Top.Mail.Ru
top of page

Как это было. О создании художественного оформления выставки «Придворный костюм к XIX- н ХХ вв
из собрания Эрмитажа» для Государственного Исторического музея в Москве (2021 г.)

Когда мне предложили создать пространство для этой выставки, я скорее испугалась, чем обрадовалась... Потому что перед глазами стоял образ грандиозной выставки костюма, проходившей в Эрмитаже в 2014году. Там экспонаты были представлены в своей родной среде и окружении, для которого их и создавали. Выставочное пространство Исторического музея совсем не похоже на залы Эрмитажа. Но ... мы не ищем легких путей...

Познакомившись с пространством, поговорив с замечательными кураторами во главе с Ниной Ивановной Тарасовой, погрузившись в историю с любовью и трепетом отобранных костюмов, мне вдруг показалось, что выставка наша не про красивые платья, а она про людей, в частности про семью Александра III и Марии Федоровны особенно. И дело пошло.

Мне виделось уместным разделить пространство на несколько условных зон : «При дворе Александра III», «Гардеробная», «Балы и церемонии», «Маскарады» и «Финал». Кураторы согласились со мной с воодушевлением, но не без опаски. Мы отошли от классической хронологической последовательности в сторону рассказа о людях — императорской семье, но людях живых и чувствующих...

В первом разделе «При дворе Александра III» в центральной витрине собраны платья Марии Федоровны разного времени и в свободном порядке, но все они либо, визитные либо вечерние. На стенах вокруг развешены портреты людей, составлявших придворное общество того времени. Таким образом, оказываясь между платьями императрицы и под взглядами придворных, зритель чувствует себя оказавшимся в высочайших покоях.

Но как передать роскошь? Масштабы не те, бюджет сегодняшний... Я решила сделать это за счет сложной фактуры стен и золотого орнамента, как бы случайно позаимствованного с одного из платьев Марии Федоровны. Достичь более полного погружения помогали и бескаркасные витрины, и высота подиума, позволяющая зрителям всех ростов и возрастов оказаться «на одном уровне с императрицей».

В конце зала, при переходе в следующий зрителей встречали личные служители ( их костюмы ) Марии Федоровны , потому что следующий зал — единственное закрытое пространство на выставке, но не случайно. Здесь были представлены очень личные, почти интимные вещи императорской четы : домашние платья, пеньюары, халаты, одеяние Александра III для первой брачной ночи... А также туфельки, чулки, шляпки и перчатки выставленные «по-живому» в ряды , как в гардеробной. Но это ни чуть не умаляло их достоинств, а наоборот подчеркивало исключительность каждого. Для большего погружения в атмосферу на одной из стен было расположено фото личных покоев из Гатчины, увеличенное до натуральных размеров.

Отдельная сложность заключалась в создании дружественного пространства для церемониальных платьев, так как они создавались для больших торжественных залов... Чтобы несколько расширить пространство, я решила создать окна- обманки, в которых зрителю представлялась панорама на висячий сад Зимнего дворца, образ которого был навеян акварелями Гау.

Бальные и маскарадные платья были погружены в родную среду, благодаря графике М.Зичи и музыкальному сопровождению.

Финальный зал - одновременно и торжественный и трагичный. В нем переплелось множество смыслов и все элементы оформления имели не случайный характер. Здесь всего одна витрина осколочной формы. Этот зал посвящен одновременно и кончине Александра III, поэтому потолок занижен, по периметру орнаментальный фриз выполнен как парафраз альбомам траурных церемоний русских императоров, цвет стен темный, но не черный, а печальный фиолетовый, так как здесь же рассказывается о венчании Николая II и Александры Федоровны. Их венчание состоялось в день рождения Марии Федоровны, потому что только в этот день она могла ослабить траур, и мы видим рядом с мундиром Николая II и свадебным платьем Александры Федоровны не совсем обычное белое креповое траурное платье Марии Федоровны. И острая\льдина витрины в темном пространстве напоминает нам о трагической судьбе последних из рода Романовых.

bottom of page