24 нояб. 2021 г.6 мин.

Кейс 5. Серия детских выставок «Химия искусства» (V Всероссийский музейный форум)

Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Февраль 2019 — настоящее время

Заявитель: Ксения Зубакина

Команда проекта: Евгения Наймушина, музейный педагог, ведущий научный сотрудник отдела развития и взаимодействия с посетителями Пермской галереи; Артем Кутергин, музейный педагог, научный сотрудник отдела учета и реставрации Пермской галереи

О проекте

«Химия искусства» — это серия выставок для семейной и детской аудитории о разных видах искусства, созданная вместе с детьми. Важная задача проекта — сделать музей дружелюбной средой, где взрослый и ребенок могут вместе погружаться в тему и исследовать произведения искусства, находить темы для общения, получать новый опыт.

В рамках совместной работы над выставками музей исследует интересы детей, их отношение к теме, привлекает их к процессу проектирования, помогая им изучать многообразие окружающего мира, вдохновляться произведениями искусства, не бояться фантазировать и создавать новое. Подобное сотрудничество напрямую влияет на содержание и форму выставок: создание концепции, разработку тематико-экспозиционного плана, продумывание дизайна. Экспонаты подбираются не по традиционным критериям: стили, хронология, авторы, а с опорой на детские вопросы об искусстве и их нетривиальные интерпретации отдельных произведений.

За три года существования проекта были выработаны важные принципы, которые позволяют достигать поставленной цели — увлекательно и с юмором рассказать детям о произведениях классического искусства, творческой «кухне» художника и неразрывной связи науки и искусства. На протяжении этого времени музей получил множество восторженных комментариев и благодарностей от посетителей самого разного возраста.

Аудитория проекта

  • Семьи с детьми.

  • Организованные детские группы дошкольного и школьного возраста.

Отзыв экспертного совета конкурса: «Выставки не просто предназначены для детей, но спроектированы с участием детей. Большое внимание уделено тому, как сделать эмоционально наполненным именно совместное посещение галереи ребёнком и взрослым, как стимулировать диалог, предложить поводы для творческого общения, для весёлого и познавательного взаимодействия. Замечательно, что, рассказывая о своем труде, авторы часто употребляют слова «радость», «юмор», «игра». В экспозициях продумано обращение к разным органам чувств и разным познавательным стратегиям. Музею удалось найти собственный подход к междисциплинарности и неповторимую интонацию, сочетающую информационные комментарии с попыткой заразить волшебством искусства, любовью к нему. Интересы, особенности и потребности посетителей безусловно поставлены в этом проекте в центр внимания. Очень творческая и современная презентация, тоже демонстрирующая юмор и игровой подход. Качественное с технологической и дизайнерской точек зрения исполнение. Большой модельный потенциал».

Проблема, которую решает проект

Проблемы, которые решает проект, являются актуальными для многих художественных музеев: как привлечь семейную аудиторию, помочь родителям заинтересовать ребенка и понятно объяснить ему сложную тему. Пермская галерея, будучи визитной карточкой региона, воспринимается горожанами как место для разового посещения — и часто этот единственный раз уже случился в детстве. Эта проблема усугубляется для семейной аудитории с детьми: ребенок начинает скучать, а взрослый не знает, как сделать посещение галереи увлекательным и эмоционально наполненным. Зачастую родители оказываются один на один с «молчащими» экспонатами и «взрослыми» текстами экспликаций и буклетов, которые сначала необходимо осмыслить самим, а потом попытаться в понятной форме объяснить ребенку. Художественные выставки, созданные совместно детьми, становятся эффективным решением: это не только общие темы для разговора родителя и ребенка, новые знания, но и желание возвращаться в музей снова и снова, чтобы получить совместный опыт.

Решение

Центральные идеи проекта «Химия искусства», который проводится при поддержке крупной промышленной компании «Метафракс», — наглядно, увлекательно, понятно, но без упрощения рассказать о сложных темах и понятиях, создать выставки с заботой о посетителе независимо от его возраста, знаний и зрительского опыта. Эта забота проявляется на нескольких уровнях: тщательный подбор форматов подачи информации с учетом специфики аудитории; дизайн выставочного пространства, который учитывает возрастные особенности детей; создание комфортной среды. За 2019-2021 годы было создано три выставки, сейчас ведется работа над четвертой.

В 2019 году прошла выставка «Химия живописи», главной задачей которой было представить процесс развития технологий в живописи на протяжении всей истории — от первобытных времен до современности. Выставка проводилась в стендовом формате и рассказывала о связи науки и искусства. Процесс развития технологий показывался в формате веселых комиксов.

Выставка «Внутри картины» проходила с декабря 2020 по февраль 2021 года. С ее помощью сотрудники музея хотели рассказать, что находится в мастерской художника, с помощью каких материалов и инструментов он создает картины, как и почему в разные эпохи развивалась и менялась живопись. Это была интерактивная выставка-путешествие, посвященная живописи и работе художника. Специально для нее были созданы тактильные этикетки с кусочками расписанного холста или с запахом старинной картины и виртуальная выставка, в которой каждый мог создать свой виртуальный шедевр. В помощь детям и взрослым был разработан игровой путеводитель с увлекательными короткими рассказами о картинах и яркими, запоминающимися иллюстрациями.

На третьей выставке «Неземная красота», которая прошла в мае-октябре 2021 года, были представлены иконы и церковные скульптуры, которые маленькие посетители зачастую обходят стороной. Подлинные произведения иконописи и церковной резьбы XVII — XIX веков соседствовали с интерактивными стендами, информационными тумбами, тактильными пособиями и инсталляциями, которые позволили раскрыть сложные образы храмового искусства. Отдельный раздел выставки был посвящен музейной реставрации иконы и скульптуры.

Сейчас в разработке находится выставка «Черно-белое расследование», которая расскажет о том, как создается печатная графика. На экспозиции можно будет посмотреть, как отдельные линии, пятна и штрихи складываются в выразительные художественные образы.

Все выставки объединены общими принципами: сотрудники советуются с детьми и привлекают их на разных этапах работы. На выставках экспонируются подлинники, потому что дети с опытом посещения художественных музеев хорошо чувствуют разницу между репродукцией и подлинным экспонатом и делают выбор в пользу последнего. Музей старается предлагать разные способы восприятия информации: зрительные, звуковые, тактильные и обонятельные ощущения — и перевести текстовую информацию в разнообразные форматы, понятные детям: комиксы и мультфильмы, схемы и графики, аудиозаписи и короткие видео.

Кроме того, очень важно создать на выставке такое пространство, где можно отдохнуть и осмыслить увиденное.

Модельность проекта

Любому музею может быть полезен опыт реализации детских выставок, основанный на принципах культуры участия, заботе о посетителе, учете возрастных особенностей и жизненного опыта целевой аудитории. Использование таких подходов к созданию выставки для семейной аудитории позволяет музею воспитать своего зрителя. Если эта цель является значимой для конкретной институции, то и подобный проект может состояться в музеях различного профиля.

Ксения Зубакина: «Советуйтесь с детьми и подключайте их к работе над проектом. Опирайтесь на детские интересы, вопросы, нетривиальные интерпретации экспонатов. Это поможет вам сформулировать идею и содержание проекта, исходя из запросов целевой аудитории».

При реализации подобных проектов важно найти грамотное соотношение между показом подлинников и интерактивных объектов, просветительской и игровой деятельностью. Также важно осознавать ресурсы, которыми располагает конкретный музей: поддержка проекта со стороны руководства музея, желание/возможность включить проекты для детей в выставочный план; финансирование (выставки для детей — дорогое удовольствие); профессиональный опыт и мотивация сотрудников, готовых включиться в работу над проектом.

​​​

Ксения Зубакина: «Проект «Химия искусства» — наш первый опыт создания художественных выставок для детей. Несмотря на большой опыт работы в музейной педагогике, у нас было довольно размытое представление о специфике, принципах и методике разработки детской экспозиции. Кроме того, подобные проекты еще только входят в практику российских музеев. Поэтому наша команда не рассчитывала на опыт и советы профессионалов других институций. Было ощущение, что мы одними из первых протаптываем дорожку на заснеженном поле, нащупывая инструментарий и учась на собственных ошибках.

Результаты проекта

Проект «Химия искусства» меняет привычный формат семейного посещения и поведения ребенка в музее, задает новый стандарт заботливого отношения к зрителю. От «рассматриваем экспонат, говорим шепотом» поведение ребенка трансформируется в сторону заинтересованного взаимодействия с объектами выставки, погружения в тему через игру и движение. При этом взрослый, не прилагая серьезных усилий, может становиться полноценным проводником по экспозиции для своего ребенка. Это достигается благодаря тщательной проработке инструментария и методологии подачи материала.

Детские выставки дарят посетителям новый эмоциональный опыт. Дети имеют возможность играть и получать информацию с помощью разных способов восприятия: зрительного, звукового, тактильного, обонятельного. Взрослые получают опыт позитивного погружения в тему и в результате хотят прийти в музей еще раз. Музей «растит» внимательную и увлеченную аудиторию. После выставок выросло число повторных посещений и зафиксировано повышение уровня лояльности к музею взрослой аудитории.

Ксения Зубакина: «Одно из главных открытий – детские выставки нравятся взрослым. Мы услышали много слов благодарности от зрителей всех возрастов. Стало понятно, что формат выставок для детей дает возможность говорить на понятном и дружелюбном языке, общаться с посетителем на равных, не обращая внимания на его культурный бэкграунд».

Большое внимание было уделено расширению семейной аудитории: музей готов встретить разные семьи. Создано комфортное пространство и оборудовано место для отдыха, проведена дополнительная работа со смотрителями, на сайте подготовлена подробная информация по посещению выставок. На выставки приезжают люди из других регионов. Музей в целом и детские выставки в частности становятся поводом для культурного туризма: «Приехали из Москвы специально на вашу выставку».

Ксения Зубакина: «У нас есть и виртуальные туры по выставкам — для посетителей в других регионах и музейных профессионалов: можно „побродить“ по экспозиции, рассмотреть экспонаты, узнать о них информацию. Но, на наш взгляд, виртуальное знакомство с выставкой ни в коей мере не является полноценной заменой реального визита в музей. Специфика выставок для детей — в их тактильности, возможности исследования экспозиции через игру, движение, разные органы чувств. В этом смысле виртуальная выставка значительно сужает зрительский опыт».

У музейных педагогов галереи обогатился опыт и усовершенствовалась методология, появились новые возможности привлечения наглядных материалов и тактильных пособий на занятиях и экскурсиях.

Презентация проекта на V Всероссийском музейном форуме по детским программам:

    0