Top.Mail.Ru
dom-stancionnogo-smotritelya
top of page

Посещения обновленной экспозиции Музея «Дом станционного смотрителя»

В конце декабря 2022 года Музей «Дом станционного смотрителя» (деревня Выра, Гатчинский район Ленинградской области) открылся после четырехлетней реставрации и обновления постоянной экспозиции. Поскольку я давно дружу и сотрудничаю с музеями Ленинградской области, очень обрадовалась, когда получила от коллег из Музейного агентства Ленинградской области (Дом станционного смотрителя входит в это музейное объединение на правах филиала) приглашение приехать на экскурсию, которую музей в конце января проводил специально для профессионального сообщества. С особенным нетерпением ждала посещения новой экспозиции. Знаю, что работа над ней велась напряженная и сложная на протяжении практически всего периода реставрации. Концепция экспозиции стала по-настоящему коллективным трудом: над ней работали специалисты Бюро Арт-Терра, сотрудники самого музея и команда Музейного агентства.

Такой коллективный созидательный труд очень в духе Музея «Дом станционного смотрителя», который в 1972 году был открыт благодаря инициативе и работе местных энтузиастов. Деньги на восстановление полуразрушенного здания почтовой станции XIX века дал колхоз, который располагался в Рождествено. Архитектор колхоза Александр Александрович Семочкин вместе с местными жителями своими руками восстановили здания почтовой станции. Архитектором проекта был Альберт Эрнестович Экк, затем его супруга Валентина. Автором первой экспозиции стала Нина Ивановна Грановская, пушкиновед, научный сотрудник Всероссийского музея А.С. Пушкина. Она же работала над созданием экспозиций в других пушкинских объектах Гатчинского района: Домике няни А.С. Пушкина и Суйде (имение Ганнибала).

В группе ВКонтакте Музейного агентства опубликовано очень теплое интервью с Александром Александровичем Семочкиным https://vk.com/@domstsmotritelya-polveka-muzeu-intervu-s-aasemochkinym, в котором он подробно рассказывает о том, как создавался музей. Специально для новой экспозиции записан аудиогид, созданный на основании рассказа Семочкина.

Дом станционного смотрителя очень мифологичный музей, если позволительно так говорить о музее. Это первый в России музей литературного героя, то есть, вымышленного персонажа. Пушкин написал свои повести от имени Ивана Петровича Белкина — тоже вымышленного лица. Бытует легенда, что Пушкин останавливался на вырской почтовой станции. Но это не так — станция была построена в 40-х годах XIX века, когда поэт уже погиб. Станция, на которой предположительно мог останавливаться Пушкин, до сегодняшнего дня не сохранилась. И тем не менее трудно себе представить более пушкинское место, чем Дом станционного смотрителя, где мы так непосредственно погружаемся в его творчество и эпоху.

Как добраться до «Дома станционного смотрителя»?

Поездка в Дом станционного смотрителя — интересное путешествие выходного дня. В получасе езды от Выры расположена деревня Кобрино, где находится музей «Домик няни А.С. Пушкина», а чуть далее — Музей-усадьба Суйда, усадьба прадеда Александра Сергеевича — Абрама Петровича Ганнибала. Так что есть возможность устроить себе целые «пушкинские» выходные.

Без автомобиля до Дома станционного смотрителя можно добраться на двух видах транспорта: с Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге до станции Сиверская, а далее автобусом до деревни Выра. Либо автобусом от станции метро «Проспект Ветеранов» добраться до города Гатчина, а оттуда опять же автобусом до Выры. Подробно номера автобусов и маршруты приведены на сайте музея — https://www.lenoblmus.ru/index.php/node/62 . Дорога на личном автотранспорте из Санкт-Петербурга займет порядка полутора часов по трассе М20 «Псков». Благодаря проведенному благоустройству территории у музея теперь есть парковка для туристических автобусов и автомобилей посетителей. Чтобы навигатор привел вас прямо к парковке нужно набрать «Каретный сарай».

Что изменилось в музее после реставрации?

Обновление музея проведено с большим уважением к тем традициям, которые заложили создатели музея, при этом добавлены новые, важные смыслы, актуализированы подходы к подаче информации, ведению диалога с посетителем.

Здания и инфраструктура

Говоря о новом, хочу начать с вещей, казалось бы, прозаичных, но важных для работы музея, повышения комфорта приема посетителей. В ходе реставрации в музее была полностью обновлена инженерная инфраструктура. До реставрации здания музея отапливались печами (!!!) и электричеством. Теперь посетителям доступен комфортный туалет, а в помещениях музея в холодное время года можно находиться без верхней одежды. У сотрудников музея появились удобные рабочие помещения. Двор музея снабдили дренажной системой и вымостили исторической брусчаткой, которая была обнаружена в ходе реставрации. При этом в покрытии двора выделили специальную полосу, вымощенную таким образом, что по ней будет удобно передвигаться посетителям на инвалидных колясках.

Реставрация и обновление коснулись всех 14 объектов архитектурного ансамбля музея. Три пространства, ранее недоступные гостям, теперь так же стали объектами посещения: пожарная каланча, кузница и шорная.

Пожарная каланча. С 1905 по 1919 год в здании бывшей почтовой станции размещалась добровольная пожарная дружина, тогда и была воздвигнута каланча. Теперь Пожарная каланча стала смотровой площадкой, откуда открывается вид на округу, а также звучит аудио-рассказ об истории места.

Кузница. Поскольку почтовые станции зачастую располагались вдали от населенных пунктов, то они были организованы как самодостаточные системы. На станции была возможность подогнать подкову к копыту лошади, выковать гвозди, починить тарантасы.
Бывшая шорная теперь стала зоной для проведения музейных занятий и мастер-классов.

Экспозиция

Авторы новой экспозиции сделали принципиально важный, новый акцент —предложили через музейные предметы говорить о русской классической литературе, о творчестве Пушкина. Текст стал центральным героем музея.

Разделы экспозиции можно разделить на два блока: литературный и тему дороги (ее место в русской культуре, образ ямщика в русской литературе, исторические аспекты, устройство почтовой станции).

Ядром музея является «Чистая половина для господ проезжающих», где воссоздано пространство пушкинской повести «Станционный смотритель». Здесь разворачивается своего рода театр вещей — через предметный ряд мы погружаемся в события и атмосферу повести. В этом посетителю помогает аудио-световой спектакль, который был создан специально для новой экспозиции с участием актеров петербургского Театра на Литейном. В исполнении актеров театра звучит текст, по мере разворачивания событий повести световой луч выхватывает из темного пространства те или иные предметы.

Настроившись на литературный лад, мы переходим в два новых экспозиционных пространства: повесть «Станционный смотритель» и «Иван Петрович Белкин и его творческий путь». Первая комната полностью посвящена изучению текста повести. Текст помещен на интерактивной стене-модуле, где можно буквально «открывать» непонятные слова и выяснять, что за предметы, истории, явления за ними стоят. Разработана цветовая система — отдельные группы слов выделены определенными цветами. К этим группам слов даны специальные таблички: посетителю предлагается порассуждать над теми или иными аспектами пушкинского текста. Например, есть ли в повести «однозначные» персонажи? Или почему Пушкин использует столько художественных клише: смотритель «скромный», Дуня «бедная», а кладбище «смиренное»?

Следующий раздел литературной экспозиции посвящен уже всем пяти повестям цикла и вымышленному Пушкиным Ивану Петровичу Белкину. Для каждой повести подобран свой предметный ряд. Здесь вновь, отталкиваясь от музейных предметов, идем глубже, ищем ответы на вопросы: зачем Пушкин придумал Белкина и чем знаменательны для русской литературы эти пять коротких повестей?

В экспозиционных пространствах, посвященных теме дороги, ведется повествование не только об исторических, гео-экономических, бытовых аспектах дороги, но и предлагается взглянуть на такое понятие как дорога через призму литературы: почему дорога стала сквозной темой русской литературы, каков образ ямщика, созданный отечественными классиками.

Интересные экспозиционные решения

Наиболее интересным мне показалось экспозиционное решение, позволяющее провести свое собственное филологическое исследование текста «Станционного смотрителя» (интерактивная стена, о которой я говорила выше). Для ребят средней и старшей школы разработана экскурсия-занятие для проведения на новой литературной экспозиции, в ходе которого они будут обсуждать текст повести.

Есть ряд устоявшихся штампов относительно творчества Александра Сергеевича Пушкина, считается,
что дети в школе должны их принять как истину и не задавать лишних вопросов. Такой подход, как мне кажется, сразу убивает любой интерес и гасит исследовательское любопытство. Экспозиция же, напротив, побуждает ребят задавать вопросы, задумываться и искать собственные ответы. По-моему, это очень здорово. Такое сомнение, поиск позволят понять текст, ощутить его красоту и смысл.

Как маму детей младшего школьного возраста меня очень заинтересовало, как организовано пространство «Конюшня». Здесь много интерактивных составляющих и практически все можно трогать. Например, по описанию масти лошади (я и не догадывалась, что их так много!) подобрать к трафарету подходящую лошадку. При этом, в игровой формат «зашито» много информации: здесь можно разбираться с тем, как устроены разные типы повозок, конная упряжь, узнать, в каких произведения русской классической литературы упоминаются те или иные масти лошадей, как путники допаровозной эпохи решали сложные ситуации, возникавшие в пути, как звучала дорога того времени.

Мультимедийные решения

Первое, что хочется отметить — музей наполнился звуками. В «Чистой половине» звучит аудио-световой спектакль; на Пожарной каланче — рассказ об истории мест, на которые открывается вид со смотровой площадки; в «Конюшне» при помощи индивидуальных аудиомодулей можно послушать песни и рассказы ямщиков; на экспозиции «Путешествие по Динабургскому тракту» — звуки и речь (территории, через которые проходила дорога, населяли разные народности, например, ингерманландцы), которые мог слышать путешественник XIX столетия, следуя по тракту.

На экспозиции «Путешествие по Динабургскому тракту» также есть плазменные панели, на которых транслируются видео, рассказывающее о тех предметах быта, которые представлены в экспозиции. В целом использование мультимедийных решений, очень умеренное и уместное, не вступает в противоречие и не доминирует над предметным рядом, а хорошо дополняет экспозицию.

К визуальным, тактильным и звуковым впечатлениям, которые можно сейчас получить в музее, вскоре добавятся и обонятельные — коллеги обещают положить в «Конюшне» настоящее сено.

Экскурсии и программы для организованных групп и индивидуальных посетителей.

В Доме станционного смотрителя подготовлена широкая палитра программ, которые подойдут для группового посещения, но для новой экспозиции разработаны также специальные форматы для индивидуальных посетителей.

Как я уже упоминала, можно взять аудиогид с экскурсией, созданной на основании рассказа Александра Александровича Семочкина, и отправиться на самостоятельный осмотр. Можно заказать индивидуальную экскурсию по музею и прилегающей территории.

Очень хочу в следующий раз приехать в музей со своими детьми и взять «семейный сундучок». Содержимое сундучка состоит из карты музея с маршрутом, перечня заданий и предметов, которые нужно использовать. Задания разработаны с учётом возрастных особенностей детей. Есть два вида сундучков: «Моя лошадка» для детей 4-7 лет и «Мой чемодан» для детей 6-10 лет.

Для детских групп в музее теперь есть 5 видов экскурсий: от детишек пятилетнего возраста до ребят, обучающихся в 7-11 классе.

Для тех, кто хочет серьезно подготовиться к посещению Дома станционного смотрителя, совместно с коллегами из Института русской литературы (Пушкинский дом) записана серия подкастов «Пушкин. Вырин. Белкин». Послушать подкасты можно здесь https://vk.com/podcasts-92545056

bottom of page