«Мы придумали новую музейную профессию...»

Пост обновлен февр. 17



Текст – Ирина Кельнер, редактор журнала «Музейный опыт»







Музей коммуникации в Берне заново открылся три года назад и полностью поменял концепцию, превратившись из традиционного Музея связи при национальной почтовой службе в музей, посвященный человеческому общению. Команда музея поставила себе цель – обратиться к реальности Big Data и подтолкнуть посетителей к размышлениям о будущем.


Сайт музея: mfk.ch


Фотографии: музей до реконструкции (фото предоставлены Музеем)

Фотографии: музей после реконструкции (фото предоставлены Музеем)

На сайте музея есть виртуальный тур по новой экспозиции.


При этом музей не расстался с прежней коллекцией, но радикально ее переосмыслил и дополнил, а экспозицию превратил в очень насыщенную интерактивную среду, которая одновременно существует и как живая энциклопедия, и как поле для экспериментов. Цифровые и аналоговые сущности, классические артефакты и интерактивные объекты обитают здесь бок о бок, подхватывая друг у друга множественные линии повествования. Повествования о сути общения: связях между людьми.


Новое пространство


Постоянная экспозиция музея размещена на трех этажах. Сперва посетитель попадает в пространство, посвященное практикам общения и их интерпретациям. Воспроизводится множество ситуаций, в которых люди общаются разными способами: здесь есть накрытый стол с виртуальными собеседниками, кабина лифта, где можно постоять с кем-то вместе, и кабинка, специально предназначенная для граффити, настольные игры, караоке, танцевальный и ритмический автоматы, у которых можно повторять движения за ведущими на видео. Отдельные зоны посвящены разным темам, например ложь, юмор, эмоции, стратегии взаимодействия... Внутри тематической зоны экспозиция может быть устроена разным образом. Например, о том, всегда ли ложь – зло, посетителям предлагает поразмыслить панель с маленькими дощечками с вопросами, приподняв которые можно увидеть рассуждения специалистов или известных людей – писателей, философов, политиков. Рядом будет подборка коротких аудиороликов на ту же тему, а также бумага и карандаши, чтобы записать свои собственные мысли. О том, что такое любовь с первого взгляда (и существует ли она), повествует альков с подборкой историй нескольких пар – можно послушать версию каждого из партнеров, посмотреть их фотографии, а тут же рядом даются мнения ученых, исследующих феномен, например психологов и нейрофизиологов. Говоря об эмпатии, музей предлагает пройти тест из нескольких вопросов, помогающий визуализировать вашу склонность сопереживать и уступать другим людям.

Здесь же, на нулевом этаже, собрана большая часть коллекции старого Музея связи. Почтовый транспорт размещен в несколько рядов вдоль стены, телефонные и телеграфные аппараты, фонографы и многое другое теснятся в большой витрине. Информация об этих предметах хранится в виде страниц мультимедиа на экранах перед витринами. В первую очередь там будет рассказ не о технических характеристиках того или иного устройства, а о том, какую роль оно играло в передаче сообщения от человека к человеку и какой была специфика общения с помощью этого средства связи.

Спускаясь вниз, вы попадаете в зал, посвященный памяти. В центре этого помещения висит огромный мозг из чего-то вроде папье-маше, а его «питают» провода-нейроны, идущие от десятков объектов-меморий, размещенных в рамочках по стенам. На входе в зал можно взять аудиогид – в зависимости от объекта, к которому вы подходите, включается запись чьего-то рассуждения или пояснения к этому воспоминанию. Экспонаты отражают самые разные аспекты памяти. Тут есть и физические ее проявления – книга, открытки или обобщенный макет музея, и образец игры в мемори, и символы, такие как традиционная швейцарская колбаска-cervelat (не нужно ее путать с тем сервелатом, который продают в нарезке в гастрономах по всему миру), и память о конкретных событиях. Звуковые «экспликации» к таким объектам – это всегда личные высказывания, будь то наблюдение ученого или рассказ фотографа Томаса Хопкера, сделавшего снимок компании, продолжающей пикник на фоне горящих башен-близнецов в Нью-Йорке. Все записи длятся не более трех минут (из разговора с Ласло я узнала: сейчас команда считает, что следовало делать все ролики не больше одной-двух минут), но в зале около 80 объектов, и, наверное, стоит приходить туда отдельно, если задаться целью выслушать все истории.

Следующая часть посвящена всевозможным технологиям связи, и, конечно, огромное количество объектов здесь рассказывает о понятиях и феноменах, возникших вместе с сетью Интернет. Мемы и демотиваторы, вирусы-трояны и системы защиты, darknet, спам и прочая, и прочая... Каждое понятие имеет забавную и узнаваемую визуализацию, рядом с которой – короткий тезис о самом явлении, а рядом – истории и вопросы, помогающие так или иначе развить тему. Практически каждый объект имеет несколько уровней взаимодействия, раскрывающих разные аспекты и смыслы. Часто, но далеко не всегда, это делается с помощью мультимедиа, зато практически повсеместно предполагает активное участие посетителя.

Нижний, –2 этаж разделен на три пространства. Зал, посвященный хронологии средств связи за последние 100 лет, в его торце стена с социальным объектом, собранным из множества фотографий. Затем – комната, стены которой оформлены как школьные доски. На них с помощью схем и таблиц представлены 66 теорий, связанных с общением. На терминалах в центре зала можно найти краткое изложение каждой из этих концепций и даже выслать заинтересовавшие страницы на свой e-mail. Следующий зал оформлен как комната для совещаний – с той поправкой, что все компьютеры и часть мебели здесь покрыты розовыми кристаллами силикона. По стенам, не очень заметные на фоне этой яркой инсталляции, выстроены десятки выдвижных кассет с богатой коллекцией марок. А в углу комнаты сидит небольшой робот – можно было бы назвать его андроидом, если бы он не был размером с кошку. Робот разговаривает, он просит, чтобы с ним пообщались. И настаивает на том, что он – человек.

Коммуникаторы


Попадая в наполненное образами, звуками, движением и возможностями пространство, многие посетители ищут, с чего начать осмотр. И тут на помощь могут прийти сотрудники музея – коммуникаторы.


Как говорит куратор коллекций музея Юри Якеме: «Как только позиция коммуникаторов была утверждена в Музее коммуникации, стало сложно представить, что было бы без них. Внезапно фокус внимания перестал быть сосредоточен только на музейных артефактах, но стал также распространяться на связанные с ними культурные техники, процессы, вопросы, страхи, мнения и точки зрения. И это требует прямого взаимодействия между музеем и посетителями».

Это прямое взаимодействие и обеспечивают представители новой музейной профессии. В Музее коммуникации нет смотрителей и редко проводят классические экскурсии по экспозиции. Но в залах всегда присутствуют сотрудники, которые ведут себя как гостеприимные хозяева, а время от времени заводят игры или предлагают иные способы получить больше впечатлений и начать общение с другими людьми.


Когда я спросила Ласло Фисли, коммуникатора, одного из разработчиков новой концепции музея, о том, к чему ближе эта новая профессия – к работе аниматора или культурного медиатора, он ответил, что она объединяет их обе.


На входе в музей посетитель может выбрать один из цветных стикеров и наклеить его на одежду, таким образом давая понять: мне интересно было бы пообщаться, или я люблю много двигаться, или я пришел сюда за знаниями, или я предпочитаю побыть в одиночестве. Эти стикеры помогают коммуникаторам сориентироваться, стоит ли приглашать конкретного посетителя к затеваемым активностям. Возможно, сейчас в музее набралась группа людей, которым будет интересна классическая экскурсия о технике, а может быть, сейчас самое время предложить игру или эксперимент.


Каждый день команда музея придумывает новое «кодовое» слово – какое-то понятие, о котором сегодня будет говорить музей, о котором будут игры и эксперименты коммуникаторов. Для каждого дня каждый сотрудник придумывает новые затеи, но обязательно обсуждает их с коллегами. За полчаса до открытия весь коллектив, включая сотрудников, работающих на кассе и в техподдержке, собирается на летучку – еще раз скоординировать работу на день.

Источник фото: https://www.mfk.ch/

Источник фото: https://www.mfk.ch/


Предложение для семей может показаться скромным: это игра «Найди Рататоска» для самых маленьких и встречи «Поколения в музеях». Об этих встречах, проходящих более чем в 50 музеях Швейцарии, а также об играх, которые в Швейцарии называют «лисьими тропами», в ближайшее время мы подготовим отдельные материалы.


Я оказалась в Музее коммуникации, когда в культурных институциях Берна проходил День чтения. В музее тоже подготовили читальную зону: диван, ковер с подушками и стопочку книг. Но, по правде сказать, в то утро посетители скапливались вдали от этого книжного дивана. Я застала в музее несколько семей и парочек и только одну группу старшеклассников с учителем. Школьников могло быть больше: именно в конце мая и июне, когда школьная программа выходит на «финишную прямую», классы чаще всего используют возможность потратить неделю на поездки, и многие не отправляются в другую страну, а ездят всю неделю по городам Швейцарии, так что в музеях в это время проводится больше всего занятий для школьных групп.

Для школьных классов, приходящих вместе с учителем, в Музее коммуникации вход бесплатный, но нужно зарегистрироваться заранее. Нередко учителя заказывают тематические экскурсии или семинары. Они тем более доверяют коммуникаторам, что среди представителей этой новой профессии большинство имеют опыт работы в школе и прекрасно управляются с детьми любого возраста.


В музее учителя могут пройти вводный курс, заказать стандартную ознакомительную, игровую или исследовательскую программу для соответствующего возраста, а также методические материалы к ней. Можно заказать программу на целый день или на полдня – она будет подготовлена специально в соответствии с потребностями и запросами конкретного класса. Планируя визит, можно просто посоветоваться со специалистами музея – Гайусом Стаубли и Ласло Фисли.


Иногда классы приходят и просто так – погулять по экспозиции.


Первое время, как мне показалось, подростки бессистемно слонялись по экспозиции, включаясь в разные «интерактивности». Кто-то присел за обеденный «стол диалогов», чтобы поговорить с виртуальным собеседником и выслушать его историю. Кто-то быстро оказался в зале, посвященном современным медиа и глобальной сети, где можно найти «игрушки» на любой вкус. Кто-то листал информацию на мониторах в отдельном зале, где на стенах вкратце изложены 66 теорий, посвященных общению. В этом же зале я была рада увидеть, что небольшая компания не только «исследует», но и «практикует» – развалившись в забавных круглых креслах, девушки и парни болтали между собой.

Время от времени к посетителям подходила коммуникатор Маделейн. По случаю Дня чтения она выдавала им отрывки небольших историй и предлагала найти в музее человека, у которого может быть продолжение или начало истории, и вместе посмотреть, устраивает ли их сюжет, или они могли бы сочинить историю поинтереснее. А в какой-то момент ее коллега собрал из рассеянных по музею школьников группу, чтобы поставить небольшой пластический эксперимент: подростки выстроились в ряд, и коммуникатор положил легкую длинную палку на их вытянутые указательные пальцы. От середины палки группа была разделена пополам, лицом друг к другу, и в таком положении команды должны были поднять палку максимально высоко, опустить максимально низко, сделать несколько шагов вперед или в сторону. Развлечение, подходящее для ярмарки или корпоратива, на самом деле может научить многому, в первую очередь – взаимодействию в группе. Будут команды на краях палки соревноваться, «подставлять» друг друга, или станут сотрудничать? Как вшестером двигаться плавно и согласованно, если вы заранее ни о чем не договаривались?


Открытки с заданиями


Среди множества игр, представленных в сувенирном магазинчике во входной зоне музея, есть и разработки специально для учителей. Простая и удобная идея – набор открыток «Исследователь» (Explorer), содержащий 30 карточек с забавными переливающимися картинками. На обороте каждой из них – три задания по определенной теме, рассчитанные на группу из двух-трех человек. Каждое задание предполагает, что нужно найти в экспозиции определенный объект, исследовать и обсудить его. Например, текст на обороте карточки «Секрет» гласит:

«Секрет – когда нечто запрятано или держится скрытым от других людей, или происходит за закрытыми дверьми.


В зоне „Инструменты“ на первом этаже найдите автомобиль Фиат Фиорино. Какое ощущение истории он вам передает? В зоне „Центр данных“ на первом подземном этаже вы найдете много историй и подробностей о секретах. Почему секреты важны? Какую роль в этом играет Интернет? Уговорите кого-нибудь в музее поделиться секретом. И расскажите кому-нибудь свой секрет».


Задания помогают осознать, насколько разные стороны жизни базируются на коммуникации. Карточки ранжированы по сложности: от заданий для младших школьников до более продвинутых. При этом задания намеренно сформулированы как открытые вопросы, чтобы ученики с разным бэкграундом могли находить понятную им информацию и предлагать свои ответы. И лишь немногие из вопросов предполагают один ответ. Игра с открытками может иметь разные возможные сценарии:


Каждой группе выдается по одной карточке, назначается время и место встречи, чтобы обменяться впечатлениями. Группа выбирает одно или несколько заданий на карточке, учитель по очереди подходит к каждой группе и вместе с ними обсуждает их тему и задания. Каждая группа показывает остальным результаты своей работы, или весь класс обходит экспозицию, но у каждого объекта выступает своя команда. Каждая группа формулирует по поводу заданной темы послание, которое они отправляют на адрес музея. Лучшие из этих сообщений музей публикует на своих ресурсах.

«Исследователь», безусловно, глубоко укоренен в теме и миссии Музея коммуникации. Однако сама форма карточек с заданиями, принцип тем, «пронизывающих» экспозицию, формат открытых вопросов, нацеленность на коллективное взаимодействие и обмен мнениями, как мне кажется, могут быть использованы во многих музеях. Набор открыток для учителей становится и «инструкцией по применению» музея, и программой лояльности – в том случае, если задания действительно хорошо продуманы.

© 2019 ЦСИ «Музейный опыт»
 

  • Facebook Социальной Иконка