Чем заняться подростку в августе в маленьком городе Березники Пермского края? До школы осталось чуть больше месяца, но если хочется заполнить дни не подготовкой к школе и не работой в трудовых отрядах, а прокачкой творческих навыков, в этом вполне может помочь музей! Берем выставку предметов искусства из фондов музея и на ее основе придумываем курс – получается творческий интенсив.
Так родилась идея проекта «Принцип чб», который реализовали специалисты Березниковского историко-художественного музея им. И. Ф. Коновалова в партнёрстве с ЦСИ «Музейный опыт». Автор и куратор - методист музея Ксения Нигматуллина. Проект был придуман в рамках практической лаборатории «Подростки в музее: свобода и границы», посвященной работе с подростками и практикам соучастия.
Публикуем рефлексии Ксении по следам реализованного проекта.
«Принцип чб» — это творческий интенсив по тиражной графике для подростков 14-17 лет. Тиражная графика – это необычный, непривычный вид творчества, которым редко занимаются в художественных школах, и потому он сразу заинтриговал участников. Мы привлекали в проект участников разными способами: размещали информацию на странице музея ВКонтакте, настраивали таргет, но лучше всего сработало оповещение через родительские чаты.
Программа интенсива включала знакомство с тремя видами печатной графики: монотипией, офортом и линогравюрой – под руководством художницы Екатерины Найдёновой.
«Если честно, нам очень понравилось готовить доски, даже больше, чем печатать» - признаются участницы проекта.
«Готовить доски» — значит покрывать типографской краской стекло для монотипии, или вырезать резцами изображение на линолеуме, или царапать офортной иглой акриловое стекло (упрощенный вариант «сухой иглы»). Уже само по себе это необычно и интересно. Но по задумке проект должен был не только познакомить участников с необычными техниками, но и создать творческую обстановку, безопасное пространство для общения: друг с другом и главное – с музеем. Для этого мы организовали красивое комфортное пространство, ввели в программу различные игры, тренинги на креативность и сплочение, а также регулярные чаепития с “вкусняшками” – самый простой способ создать уют.
Эти чаепития помогли познакомиться и подружиться участницам, а также – и это очень важно - дали возможность им в неформальной обстановке пообщаться с профессионалами, работающими в сфере искусства и культуры. Описывая целевую аудиторию проекта, мы намеревались привлечь ребят, увлеченных творчеством (чтением, комиксами, скетчингом и т.д.). Так и получилось. Некоторые из откликнувшихся на наше приглашение девушек рассматривают для себя возможность получить образование, связанное с искусством. Они с интересом задавали вопросы, было видно, что обсуждаемые темы их действительно увлекают.
Но и музейным работникам было важно побеседовать с подростками в дружеской атмосфере. Мы обсудили школьную программу, волнующие подростков темы самоопределения и поиска своего пути в жизни, отношения с родителями, а также профессиональные вопросы: музейный мерч, интересные городские культурные проекты, обменялись творческими идеями на будущее. И нашли в наших гостях увлеченных волонтеров культуры.
Познакомившись с тремя техниками печатной графики, изучив вместе с искусствоведом Марией Кучевой произведения известных художников на выставке музея «Ограниченным тиражом», участники выбрали для себя тему и технику и занялись созданием собственных творческих работ. Здесь работу участниц интенсива курировала культуролог, педагог по изобразительному искусству, преподаватель курсов «Основы композиции» и «Кураторство культурных проектов» кафедры актуальных культурных практик МБУВО «Академия современного искусства» Александра Фатхиева. Темы для своих работ подростки выбирали сами. Кураторам сложно было предположить, насколько разносторонними получатся работы. Графические листы передают размышления авторов о жизни и смерти, ответственности за выбор, о безнадежной любви, семейном уюте, силе искусства, деревенских впечатлениях, православии. Форму презентации своих итоговых работ участницы проекта также выбрали сами – такой формой стала выставка в музее. Выставка расскажет об их опыте в роли творцов, о том, каково это - выражать свои мысли через изобразительное искусство, о впечатлениях от работы в технике печатной графики, об общении с музеем.
Из 12 участниц проекта до финала дошли 9. Проект длился 5 недель, встречи проходили три раза в неделю. Мы опасались, что такой темп будет слишком интенсивным, но на деле оказалось, что это достаточно комфортно, ведь мы ориентировались на подростков, у которых летом предостаточно свободного времени. Главное – не перегружать занятия теорией и не ставить слишком сложных задач.
Одна из задач, которые я ставила перед собой лично, как куратор, - получить опыт реализации краткосрочного проекта с одной группой подростков, проследить за динамикой группы, оценить личные ощущения. Такая работа для меня оказалась очень комфортной. Перспектива развития проекта – создание при музее молодежного клуба, который будет организован по принципу проектной деятельности, т.е. группа подростков будет набираться под каждый отдельный проект, часть участников будет постоянной, часть будет меняться. Подростки, знакомые с музейной деятельностью, мыслят смелее, креативнее, могут внести действительно свежие идеи в музейную работу. За проектным чаем у нас с участницами интенсива уже появились задумки художественных акций, благотворительных мероприятий, площадок на крупные события, даже кураторских выставок.
Наш проект лишь раз столкнулся с трудностями - когда стало понятно, что участницы хотели бы представить свои работы на выставке. Оказалось, что в плотном графике выставочной работы музея очень сложно выкроить время и зал для внеплановой выставки, а специалисты по экспозиционной работе получат дополнительную нагрузку. Эта трудность преодолима, но стоит помнить об общих и индивидуальных планах работы, стараться предусмотреть, чья помощь потребуется в реализации проекта.
В целом, проект можно оценить как успешный: ребята комфортно, увлекательно и творчески провели время летних каникул, получили возможность для самовыражения - без внешней оценки, а также некоторую профориентацию; музей приобрел опыт работы с желанной аудиторией, впервые был реализован партиципаторный проект, появились новые перспективы развития молодежного направления деятельности музея. Сама форма творческого курса была опробована в музее впервые и полностью себя оправдала. Также было очень интересно наблюдать за творческими поисками подростков, когда они принимали решение о формате презентации работ: были предложены и артбук, и арт-вторжение или выставка в городском пространстве, открытки, шопперы, занятия с маленькими детьми на базе выставки итоговых работ. Музейщики увидели, какие формы интересны подросткам, подростки – что музей открыт к их идеям и готов к совместному творчеству.
При реализации похожих проектов хотелось бы посоветовать коллегам сперва определить форму (выставка, серия роликов, печать на футболках и т.д.), а потом создавать работы. В проекте «Принцип чб», экспериментальном для кураторов, было важно дать участникам максимально возможную свободу, но такой порядок этапов – сперва создание работ, потом решение о форме их презентации – себя не оправдал и усложнил и для кураторов, и для участников завершение проекта.
Стараясь дать подросткам больше свободы (выбирать темы и форматы презентации), мы все же ввели ограничения: выбрать нужно было одну из трех техник печатной графики, работать с определенными материалами. Эти рамки, хоть и являются на первый взгляд ограничениями, помогли участницам сосредоточиться на конкретном результате, структурировать работу в проекте.
Мы заранее оставляли для себя пространство для маневров. Для знакомства с техниками мы приобрели линолеум и акриловое стекло небольшого формата, бумагу определенной фактуры, но некоторые участницы видели свои итоговые работы в других размерах и материалах – и мы смогли предоставить им такую возможность. На наш взгляд это то, что помогло подросткам поверить в нашу честность – мы действительно готовы в рамках своих возможностей идти навстречу их видению.
Коллекция графики – одна из многих в музее, выставки проводятся на разные темы. После реализации проекта «Принцип чб» мы поняли, что подростковой аудитории интересно активное взаимодействие с музеем, и обязательно будем продолжать работу в этом направлении на базе других фондов и тем.
Проект реализуется ЦСИ “Музейный опыт”, победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Comments